Необходимо также отметить наличие определенных выгод лизинга для персонала, являющегося непосредственным участником таких отношений:
- возможность гибкой занятости;
- возможность работы в разных компаниях, сохраняя непрерывный трудовой стаж;
- социальная обеспеченность.
Как уже было нами отмечено, в сфере заемного труда также существует понятие, родственное лизингу персонала – аутстаффинг. Тем не менее, оно имеет несколько иной смысл. В целях недопущения смысловой подмены терминов «лизинг персонала» и «аутстаффинг», рассмотрим значения понятия.
Аутстаффинг - (от англ. Outstaffing) – внештатный: out – из, вне, наружу; вон; staff – штат, персонал, кадры).
Директор корпоративного бизнеса центра «Оптима – проект» М Лазукин под аутстаффингом понимает вывод персонала за штат компании - заказчика и оформление его в штат компании - провайдера, при этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к ним выполняет уже компания - провайдер[3].
Для наиболее полной характеристики кратко охарактеризуем процесс аутстаффинга. Работники, ранее числившиеся в штате компании - заказчика, переводятся в организацию, оказывающую услуги по аутстаффингу. Цели таких перемещений могут быть разные: сокращение штатной численности, ограниченной штатным расписанием; недостаток ресурсов по соответствующей статье расходов, сокращение управленческих расходов, путем уменьшения численности подразделений, занимающихся кадрами, учетом труда, расчетом заработной платы, нежелание создавать структурные подразделения и т. д.
Из проведенного нами сравнительного анализа следует, что понятия «лизинг персонала» и «аутстаффинг» являются родственными, но не идентичными. Существует сходство в целях технологий – сокращение затрат на персонал, но технологические процессы различны.
В настоящее время история лизинга персонала наиболее подробно раскрывается в работах Б.А. Аникина и И.Л.Рудой. По их мнению, подбором заемного персонала первыми начали заниматься американские профсоюзы, работавшие в отраслях, где спрос на рабочую силу зависел от сезонных циклов. Профсоюзы заключали соглашения с фермерами и владельцами заводов, а в «мертвый сезон» выплачивали своим членам пособия. В 1928 году появились первые прототипы агентств заемного персонала: Сэм Воркман создал в Чикаго компанию Workman Derversified Enterprises, которая нанимала безработных без квалификации, предоставляла рабочую одежду и обучала базовым знаниям профессии коммивояжера.
Развитие этой индустрии практически прекратилось с началом Великой депрессии в 30-х гг. прошлого века.
Во время Второй мировой войны на рынке США произошли серьезные изменения. Возник дефицит человеческих ресурсов. За годы войны в экономику было вовлечено несколько миллионов афро-американцев и иммигрантов. Но главным трудовым резервом стали американские домохозяйки: замужние женщины закрыли более 5 миллионов вакансий.
В 1945г. в Чикаго появились Stivers Office Service, год спустя Уильям создал в Детройте Kelly Girl Service; затем была образована компания Manpower.
Вслед за ними появились еще десятки агентств, работавших приблизительно по одной и той же схеме. Они открывали вакансии машинисток, стенографисток, секретарш для нуждающихся в работе женщин, проводили курсы профессиональной подготовки и оформляли в свой штат, а затем принимали заказы на их услуги от компаний, где возникала потребность срочно расширить численность персонала[4].
Постепенно лизинговые кадровые агентства начали отходить от общей практики поставки «офисных девушек» и начали формировать штаты «синих воротничков», а затем инженеров и других профильных специалистов.
Следующим важным этапом в развитии индустрии заемного персонала, по мнению Б.А. Аникина, стало создание ведущими рекрутинговыми компаниями франчайзинговых сетей. Кадровые агентства начали распространять сферу своего влияния сначала на несколько городов, штатов, и в последствии и стран.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.