Понятие и история лизинга персонала. Развитие и перспективы лизинга персонала в России. Лизинг персонала: правовые аспекты, страница 4

В 1955г. в Торонто и Монреале открылись первые зарубежные отделения, год спустя компания Manpower пришла в Старый Свет, открыв офис в Лондоне, а в начале следующего десятилетия в сеть Manpower вошли Япония, Австралия и Чили. Российский офис компании был открыт в 1994г. Аналогичным образом поступали и другие рекрутинговые компании.

На этом этапе были разработаны основные организационные схемы, позволяющие рекрутинговым агентствам вести свой бизнес в масштабах целых стран, и на передний план выступили проблемы социального характера, вызванные широким применением заемного труда.

В следующие десятилетия лизинговые компании в США продолжали играть заметную роль как в социальном планировании и управлении, так и в экономическом прогрессе США.

Рынок лизинга персонала быстро развивался, возникли транснациональные корпорации, специализирующиеся в этом виде бизнеса. По оценкам экспертов, мировой оборот услуг по лизингу персонала превышает 80 млрд. долл. в год и растет примерно на треть ежегодно.

Более 1% общего количества занятых людей в США и странах Западной Европы состоят в штате кадровых агентств-лизингодателей. Это такие категории работников, как менеджеры проектов, административный и финансовый персонал, специалисты по обслуживанию техники, по рекламе и маркетингу, мерчендайзеры, торговые представители, сезонные работники, промоутеры, курьеры, страховые и кредитные агенты, персонал, обслуживающий гостиничные комплексы и др.

Ежегодно число международных компаний, специализирующихся на кадровом лизинге, увеличивается в 1,5 раза.

В настоящий момент в США существуют тысячи рекрутинговых компаний, ежедневно предоставляющих порядка 2,5 млн. временных работников, а всего в мире такие компании ежедневно устраивают на работу от 8 до 10 млн. человек[5].

Стремительное развитие лизинга персонала по всему миру привело к необходимости правового регулирования трудовых отношений данного процесса.

Первой глобальной организацией, которая взяла на себя эту функцию, стала Международная организация труда (МОТ). С момента своего создания (1919г.) МОТ занимается вопросами оказания содействия в обеспечении защиты интересов трудящихся посредством принятия широкого круга документов и мер, направленных на то, чтобы трудящиеся, независимо от рода деятельности, могли работать в условиях свободы, равенства, безопасности и уважения их человеческого достоинства[6].

В 1997г. МОТ были приняты Конвенция № 181 и Рекомендация № 188, посвященные частным агентам занятости. В ходе анализа данного документа выяснилось, что в числе прочего Конвенция № 181 допустила в качестве законной услуги частного агентства «наем работника специально с целью предоставления его труда третьим лицам (физическим или юридическим), которые непосредственно организуют и используют труд этих работников в своих интересах».

Анализ содержания Конвенции № 181 показывает, что в данном документе определен минимальный уровень социальных гарантий для заемных работников (ст.11). Т.е. с этой целью она обязывает государства обеспечить в национальном законодательстве адекватную защиту заемных работников в отношении соблюдения следующих прав:

- свободы объединения;

- ведения коллективных переговоров;

- минимальной заработной платы;

- продолжительности рабочего времени и других условий труда.

Также Конвенция гарантирует:

- пособия по социальному обеспечению, установленные законом;

- безопасность и гигиену труда;

- возмещение ущерба, причиненного вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

- возмещение в случае банкротства и защиту требований заемных работников (с точки зрения очередности взыскания);

- охрану материнства и пособия по беременности и родам, а также льготы и пособия родителям.

Помимо прочего Конвенция определяет, что в правоотношениях, возникающих в связи с заемным трудом, обязательно участвуют не только сам заемный работник и предприятие-пользователь, но и частное агентство занятости[7].