1.Основне рівняння лопатевих гідромашин._
Напором насоса называют разницу полных удельных энергий жидкости на выходе из насоса Е2 и на входе к нему Е1:
где z1 и z2, P1/ g и P2/ g и V12/2g и V22/2g - энергии размещения, давления и кинетические соответственно; р - давление; с - плотность; g - ускорение свободного падения; V - скорость жидкости.
Под напором насосу понимают удельную энергию, которая отнесена к единице веса, и подается колесом насоса жидкости. Из-за отсутствия потерь энергии напор насосного колеса равняется работе, которая потрачена на единицу веса жидкости, которая подается. Помечают эту работу НТ и называют теоретическим напором
где г - гидравлический коэффициент полезного действия (КПД).
Для анализа работы рабочего колеса (РК) применяют схему бесконечно большого количества лопастей. В этом случае поток в РК осесимметричный, а относительная скорость W в каждой точке направлена по касательной к скелету лопасти. Теоретический напор за бесконечным количеством лопастей НТ не совпадает с теоретическим напором НТ, потому что в действительности имеет место отклонение осередненого потока от направления лопасти на выходе из колеса. Отмеченную разницу учитывают поправками на конечное количество лопастей μ или р
определяет изменение удельной энергии жидкости в области РК. Абсолютная скорость V в области РК может быть подана как сумма относительной и колової (переносной) скоростей (рис.1):
где и=ωR (ω- угловая скорость и R - радиус расположения точки, в которой определяется план скоростей).
Из плана (треугольника) скоростей имеем
где Vu –окружная составляющая абсолютной скорости.
В области РК устоявшимся является только относительное движение потока, которое
подчиняется уравнению энергии Бернулли. Для идеальной жидкости и их составляющие
Рис.1. План скоростей
С учетом формул (5) и (1) из выражения (6) можно получить уравнениекакое называют основным уравнением работы насоса.
Уравнение (7) является справедливым только вдоль линии течения. При переходе к течению во всем канале нужно выполнить осереднення параметров потока в нем, что практически возможно только на расчетном режиме работы РК.
Теоретический напор колеса может быть подан в виде
где Г - циркуляция скорости по контуру лопасти.
2. Рівняння балансу моментів та напорів гідродинамічних передач
Момент на насосном колесе положительной, на турбинном - отрицательный.
Просуммировав левые и правые части уравнений, получим баланс моментов в ГДМ
Для гидродинамического трансформатора: Запишем уравнение моментов взаимодействия между потоком жидкости и лопастными колесами ГДТ в соответствии с уравнением (3) для устоявшегося движения:
на насосном колесе
Момент на насосном колесе - позитивный, а на турбинном - негативный. Момент на реакторе может быть любого знака за разными режимами ГДТ.
QH = QT = QP = Q. (10)
и после добавления левых и правых частей уравнений
MH - МТ + МР = 0 (12)
Это есть уравнение баланса моментов на колесах в ГДТ.
Для гидромуфты: Действительный напор насосного колеса где НТТ - теоретический напор турбинного колеса; hвт.т - гидравлические потери в турбинном колесе.
Гидравлические потери в зазорах - h¢вт.т.
Тогда
Формула выражает баланс удельных энергий в ГДП и является одним из основных уравнений.
Для гидротрансформатора: Действительный напор насосного колеса
где hBT.H - гидравлические потери в насосном колесе.Напор турбинного колеса:
где hBT.T - гидравлические потери в турбинном колесе.
В реакторе удельная энергия жидкости является неизменной (НР=0), но имеют место гидравлические потери hBT.P. Гидравлические потери в зазорах - hўBT.
Тогда
или
Формула (15) выражает баланс удельных энергий в ГДТ и является одним из основных расчетных уравнений.
3.Визначення теоретичного напору за методикою С.С.Руднева
Поправка на конечное количество лопастей за рекомендацией проф. С.С. Руднева базируется на теории плоской оборотной решетки. Связь циркуляции к решетке, с циркуляцией после решетки , подаче Q и угловой скорости решетки определяется известным характерістичним уравнением решетки
і, где - циркуляция потока на входе и выходе решетки; - коэффициент прозрачности решетки; і - коэффициент нулевого режима; - активный радиус решетки.
Относительно решетки центробежного колеса уравнения теоретического напора выражаемый формулой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.