25.02.05
зависят от числа Маха (М);
- число Рейнольца (им можно пренебречь);
М=
- угол отклонения рулей направления;
- угол отклонения рулей высоты;
- угол отклонения элеронов;
Коэффициенты определяются экспериментально или путём математического моделирования процесса обтекания ЛА. Существуют также приближённые формулы.
- значения соответствующих коэффициентов при нулевых угловых параметрах, при этом коэффициенты и будут иметь место в том случае, если ЛА аэродинамически несимметричен. Для аэродинамически симметричного аппарата и равны нулю.
Можно изобразить следующие графики зависимости :
tg - угловой коэффициент
Подъёмная сила от зависит значительно меньше, чем
от , кроме случая ЛА с поворотным крылом.
В интервале трансзвуковых скоростей М(0,8-1,2).
Правило знаков:
Угол атаки >0, если У направлено вверх. Угол отклонения руля >0, если отсчёт производится от нейтрального положения против часовой стрелки.
Используя рис.4, запишем выражение для проекции суммарной аэродинамической силы на оси полускоростной и связанной системы координат.
Проекции на полускоростные оси:
Т.к. - значит они малые первого порядка.
мало только тогда, когда крен стабилизирован. Следовательно
Т.к. - малая величина, то, следовательно
Проекции на связанные оси:
Учитывая малость углов можно считать, что, следовательно, можно записать:
Запишем уравнение поступательного движения ЛА в пространстве в проекциях на полускоростные и связанные оси, учитывая, левые и правые части.
Рассмотрим сначала полускоростную систему координат .
Учитывая малость углов , :
Рассмотрим связанную систему координат .
Учитывая малость углов , запишем:
Понятие о маневренности. Выражения для перегрузок.
Маневренность - это способность управляемого ЛА совершать полёт по криволинейной траектории.
При полёте по криволинейной траектории изменяется угол возвышения (t) и угол курса (t) . Эти углы показаны на рис.2.
Из рис.2 видно, что угол возвышения - это угол между вектором скорости и горизонтальной плоскостью.
Угол курса - это угол между проекцией скорости центра масс на горизонтальную плоскость и плоскостью стрельбы .
Вектором перегрузки называется отношение вектора ускорения центра масс к ускорению свободного падения, т.е. - ускорение центра масс.
Вектор перегрузки можно представить в проекциях на любые оси координат. Чаще всего используются полускоростные оси.
- направление касательной к траектории;
- направление нормали к траектории;
- на бинормаль;
- нормальная перегрузка.
Запишем выражение для нормальной и касательной перегрузки.
- радиус криволинейной траектории;
Проекции на связанные оси:
Располагаемая перегрузка - это та часть перегрузки, которую мы можем изменять при управлении.
Запишем формулу для располагаемой нормальной перегрузки:
;
Т.к. У=, то
с подъёмом на высоту уменьшается по экспоненте, а массовая плотность воздуха у земли , где
Рули нужны для того, чтобы управлять вращательным движением ЛА.
1.03.05
Уравнение вращательного движения в пространстве.
Выводится с использованием закона моментов количества движения. Закон в векторном виде запишется так:
- закон моментов количества движения (1)
- момент количества движения относительно центра масс (кинетический момент).
Оно будет иметь смысл, если точка О - неподвижная точка в инерциальном пространстве.
Векторное уравнение (1) будем записывать в проекциях на связанную систему координат. Эта система координат используется преимущественным образом при проектировании уравнения (1). Но на ряду со связанной системой координат, в случае осесимметричного ЛА, может использоваться полусвязанная система координат.
- связанная система координат;
- ось симметрии;
- полусвязанная система координат;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.