25.02.05
![]()
зависят от числа
Маха (М);
- число
Рейнольца (им можно пренебречь);
М=![]()

- угол отклонения рулей
направления;
- угол отклонения рулей высоты;
- угол отклонения элеронов;
Коэффициенты
определяются
экспериментально или путём математического моделирования процесса обтекания ЛА.
Существуют также приближённые формулы.

- значения
соответствующих коэффициентов при нулевых угловых параметрах, при этом
коэффициенты
и
будут иметь место в том случае,
если ЛА аэродинамически несимметричен. Для аэродинамически симметричного
аппарата
и
равны нулю.
Можно изобразить следующие графики зависимости
:


tg
- угловой коэффициент


Подъёмная сила от
зависит значительно меньше, чем
от
, кроме случая ЛА с поворотным крылом.

В интервале трансзвуковых скоростей М(0,8-1,2).

Правило знаков:
Угол атаки
>0, если У направлено
вверх. Угол отклонения руля
>0, если отсчёт
производится от нейтрального положения против часовой стрелки.
Используя рис.4, запишем выражение для проекции суммарной аэродинамической силы на оси полускоростной и связанной системы координат.
Проекции на полускоростные оси:

Т.к.
- значит они малые первого порядка.
мало только тогда,
когда крен стабилизирован. Следовательно ![]()
Т.к.
- малая величина, то,
следовательно ![]()
Проекции на связанные оси:

Учитывая малость углов
можно
считать, что
, следовательно, можно записать:
Запишем уравнение поступательного движения ЛА в пространстве в проекциях на полускоростные и связанные оси, учитывая, левые и правые части.
Рассмотрим сначала полускоростную систему координат
.
Учитывая малость углов
,
:

Рассмотрим связанную систему координат
.
Учитывая малость углов
,
запишем:

![]()
Понятие о маневренности. Выражения для перегрузок.
Маневренность - это способность управляемого ЛА совершать полёт по криволинейной траектории.
При полёте по криволинейной траектории изменяется угол
возвышения
(t) и угол курса
(t) . Эти углы
показаны на рис.2.
Из рис.2 видно, что угол возвышения - это угол между вектором скорости и горизонтальной плоскостью.
Угол курса
- это
угол между проекцией скорости центра масс на горизонтальную плоскость и
плоскостью стрельбы
.
Вектором перегрузки
называется
отношение вектора ускорения центра масс к ускорению свободного падения, т.е.
-
ускорение центра масс.
Вектор перегрузки можно представить в проекциях на любые оси координат. Чаще всего используются полускоростные оси.
- направление касательной к
траектории;
- направление нормали к
траектории;
- на бинормаль;
![]()
- нормальная перегрузка.
Запишем выражение для нормальной и касательной перегрузки.

- радиус криволинейной траектории;
Проекции на связанные оси:

Располагаемая перегрузка - это та часть перегрузки, которую мы можем изменять при управлении.
Запишем формулу для располагаемой нормальной перегрузки:
;
Т.к. У=
, то 

с подъёмом на высоту уменьшается
по экспоненте, а массовая плотность воздуха у земли
, где 
Рули нужны для того, чтобы управлять вращательным движением ЛА.
1.03.05
Уравнение вращательного движения в пространстве.
Выводится с использованием закона моментов количества движения. Закон в векторном виде запишется так:
- закон моментов количества движения (1)
- момент количества движения
относительно центра масс (кинетический момент).
Оно будет иметь смысл, если точка О - неподвижная точка в инерциальном пространстве.
Векторное уравнение (1) будем записывать в проекциях на связанную систему координат. Эта система координат используется преимущественным образом при проектировании уравнения (1). Но на ряду со связанной системой координат, в случае осесимметричного ЛА, может использоваться полусвязанная система координат.
- связанная система
координат;
- ось симметрии; 
- полусвязанная система
координат;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.