Найдём , вызванное отклонением руля высоты на постоянный угол:
(используем предельную теорему преобразования Лапласа)
Т.о. коэффициент усиления ЛА характеризует маневринность ЛА: чем больше , тем больше при постоянном угловая скорость касательной к траектории, т.е. маневренность.
Рассмотрим физический смысл скоростной постоянной времени . Для этого используем ПФ:
Найдём установившееся значение при :
Отсюда можем записать:
Из последнего выражения следует, что чем больше , тем больший угол требуется для создания нужной величины при данном отклонении руля высоты. Т.о. при увеличении ЛА становится более инерционным по отношению к стремлению внешних сил изменить направление его движения.
Найдём закон изменения при изменении угла тангажа на постоянное значение.
Для решения этой задачи воспользуемся ПФ:
Чем больше , тем больше времени требуется для изменения направления движения .
- постоянная времени ЛА
- коэффициент демпфирования
Для реальных ЛА .
Из последнего выражения следует, что определяет величину перерегулирования . Чем больше , тем меньше перерегулирование и тем быстрее затухает процесс . Величина является декриментом затухания процесса .
Постоянная времени пропорциональна периоду свободных колебаний и обратно пропорциональна их частоте.
- частота свободных колебаний
- собственная круговая частота свободных колебаний
Установим связь параметров с аэродинамическими и инерционными характеристиками ЛА. Для этого обратимся к выражениям для параметров через динамические коэффициенты .
Из этих формул следует, что коэффициент увеличивается с ростом v и уменьшается с ростом , (увеличивая статическую устойчивость, уменьшаем ).
Величина почти не зависит от v, но убывает с ростом высоты ( - плотность воздуха). Т.о. собственное демфирование ЛА при подъёме на высоту может оказаться недостаточным для получения переходного процесса с заданным затуханием. Требуемое значение , обеспечивающее заданное качество переходного процесса угловой стабилизации ЛА достигается выбором параметров контура системы угловой стабилизации.
Скоростная постоянная времени , т.е. с увеличением высоты резко увеличивается, т.е. инерционность возрастает.
Собственная частота увеличивается с ростом скорости, а с ростом высоты уменьшается ().
20.05.05
Передаточная функция ЛА для бокового возмущённого движения.
Для простоты будем рассматривать осесимметричный ЛА с осью симметрии х1. В этом случае уравнение бокового движения в вариациях запишутся более просто, чем для ЛА самолётной схемы, у которых наблюдается сильное взаимодействие движений рысканья и крена.
У осесимметричных ЛА влияние движения крена на движение рысканья (перекрёстная аэродинамическая связь) не велико и его можно не учитывать. Таким образом, в системе бокового движения в вариациях можно положить нулю динамический коэффициент в10=0, тогда из уравнений бокового движения можно выделить следующую независимую группу уравнений, описывающую короткопериодическое движение рысканья.
(3)
Уравнения (3) не отличаются от уравнений (1) продольного движения в вариациях. Их можно получить из уравнений (1), заменив коэффициенты , причём
При этом совпадают не только форма уравнений, но и числовые значения динамических коэффициентов, так как в динамически осесимметричных ЛА и т.д. В силу этого совпадения ПФ для параметров движения рысканья будут иметь такой же вид, как и для параметров продольного движения.
Таким образом, можно записать следующие выражения для упрощённых ПФ параметров движения рысканья:
=;
Причём параметры , Т1с, Тс и определяются по тем же формулам, что и для продольного движения с заменой .
Движение крена существенно зависит от движения рысканья, даже для осесимметричной схемы. Выпишем из системы уравнений бокового движения в вариациях уравнения движения крена.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.