Раздел
1. Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика,
функции и дисфункции 23.12 После экспертизыНачало
любого научного исследования предполагает описание изучаемого явления,
разработку понятийного аппарата – своего рода инструментария, без которого
невозможен процесс научного познания. В нашем случае речь идет о рассмотрении сущности понятия «общественное мнение
по вопросам обороны страны», специфики, функций и дисфункций общественного
мнения по вопросам обороны страны. Выяснение данных вопросов – это не просто
дань традиции, а принципиальная научно-теоретическая задача, решение которой
даст возможность расширить представление о социально-политической природе
общественного мнения, выработать такое определение общественного мнения по
вопросам обороны страны, которое могло бы стать надежным ориентиром в решении
политической наукой прикладных задач, связанных с его формированием, в том
числе посредством Интернета.
Обратимся,
прежде всего, к анализу накопленных знаний в области общественного мнения,
выступающих в качестве теоретико-методологичес-кой платформы изучаемого
явления.
Есть
основание полагать, что изучение различных аспектов общественного мнения
началось еще в Древней Греции. Исследователи отмечают, что классики
политической философии древности – Протагор, Сократ, Платон, Аристотель
размышляли над явлениями, непосредственно связанными с данным феноменом и его
воздействием на политику, хотя сам термин «общественное мнение» не
использовали.
Считается,
что приоритет его введения в категориальный аппарат общественных наук
принадлежит английскому писателю и государственному деятелю XII в.
Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны
населения страны. Но термин не получил тогда широкого распространения.
С
зарождением основ буржуазного общества начинают складываться предпосылки для
более глубокого теоретического осмысления сути общественного мнения, его роли в
жизни государства и общества. Так, яркий политический мыслитель эпохи
Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527) в своем знаменитом трактате
«Государь» в сущности подошел к многозначной политической интерпретации
общественного мнения. Он видел в народе «большую силу», мощную опору государя:
«...Тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости
полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости
не нужны. ...Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу...»[1].
При этом Макиавелли отмечал некоторые социально-психологические особенности отражения
в общественном мнении фигуры государя: «...Люди большей частью судят по виду,
так как увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков
ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не
посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство»[2].
В его размышлениях содержатся рекомендации государю по изучению мнений и
настроений, для чего тот «должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном
терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство,
замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду»[3].
В
Новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество
английских философов-материалистов Ф. Бэкона, Т. Гоббса,
Дж. Локка. В частности, Ф. Бэкон (1561-1626), исследуя природу ложных
суждений, обратил внимание на то, что они оказывают определенное влияние на
общественное умонастроение, чем могут пользоваться власть имущие[4].
Томас Гоббс (1588-1679) рассматривал мнения как отражение определенных
социальных потребностей. При этом он придавал им социально-практическое
значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями, и в управлении
мнениями состоит управление действиями людей в целях водворения среди них мира
и согласия[5].
Противоположной точки зрения придерживался философ-просветитель и политический
деятель Дж. Локк (1632-1704). Он рассматривал мнение как специфическое
суждение, которое восполняет недостаток достоверного знания[6].
Важное
место в развитии взглядов на феномен общественного мнения занимает эпоха
французского Просвещения XVIII века. Один из ее видных представителей –
мыслитель и писатель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) деятельность правительства
ставил в зависимость от суждений народа, рекомендуя любое народное собрание
открывать постановкой двух вопросов: Угодно ли народу сохранить существующую
форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она
находится в настоящее время? При таких условиях, по его мнению, правительство
вынуждено будет следовать наказам народа, поскольку именно народу принадлежит
право сохранения или смены формы правления[7].