Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации)

Страницы работы

Содержание работы

Раздел 1. Общественное мнение по вопросам обороны страны:

специфика, функции и дисфункции

23.12 После экспертизы

Начало любого научного исследования предполагает описание изучаемого явления, разработку понятийного аппарата – своего рода инструментария, без которого невозможен процесс научного познания. В нашем случае речь идет о рассмотрении сущности понятия «общественное мнение по вопросам обороны страны», специфики, функций и дисфункций общественного мнения по вопросам обороны страны. Выяснение данных вопросов – это не просто дань традиции, а принципиальная научно-теоретическая задача, решение которой даст возможность расширить представление о социально-политической природе общественного мнения, выработать такое определение общественного мнения по вопросам обороны страны, которое могло бы стать надежным ориентиром в решении политической наукой прикладных задач, связанных с его формированием, в том числе посредством Интернета.

Обратимся, прежде всего, к анализу накопленных знаний в области общественного мнения, выступающих в качестве теоретико-методологичес-кой платформы изучаемого явления.

Есть основание полагать, что изучение различных аспектов общественного мнения началось еще в Древней Греции. Исследователи отмечают, что классики политической философии древности – Протагор, Сократ, Платон, Аристотель размышляли над явлениями, непосредственно связанными с данным феноменом и его воздействием на политику, хотя сам термин «общественное мнение» не использовали.

Считается, что приоритет его введения в категориальный аппарат общественных наук принадлежит английскому писателю и государственному деятелю XII в. Д. Солсбери для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Но термин не получил тогда широкого распространения.

С зарождением основ буржуазного общества начинают складываться предпосылки для более глубокого теоретического осмысления сути общественного мнения, его роли в жизни государства и общества. Так, яркий политический мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469-1527) в своем знаменитом трактате «Государь» в сущности подошел к многозначной политической интерпретации общественного мнения. Он видел в народе «большую силу», мощную опору государя: «...Тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны. ...Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу...»[1]. При этом Макиавелли отмечал некоторые социально-психологические особенности отражения в общественном мнении фигуры государя: «...Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство»[2]. В его размышлениях содержатся рекомендации государю по изучению мнений и настроений, для чего тот «должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается говорить ему правду»[3].

В Новое время осмыслению феномена общественного мнения способствовало творчество английских философов-материалистов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка. В частности, Ф. Бэкон (1561-1626), исследуя природу ложных суждений, обратил внимание на то, что они оказывают определенное влияние на общественное умонастроение, чем могут пользоваться власть имущие[4]. Томас Гоббс (1588-1679) рассматривал мнения как отражение определенных социальных потребностей. При этом он придавал им социально-практическое значение, отмечая, что действия людей обусловлены их мнениями, и в управлении мнениями состоит управление действиями людей в целях водворения среди них мира и согласия[5]. Противоположной точки зрения придерживался философ-просветитель и политический деятель Дж. Локк (1632-1704). Он рассматривал мнение как специфическое суждение, которое восполняет недостаток достоверного знания[6].

Важное место в развитии взглядов на феномен общественного мнения занимает эпоха французского Просвещения XVIII века. Один из ее видных представителей – мыслитель и писатель Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) деятельность правительства ставил в зависимость от суждений народа, рекомендуя любое народное собрание открывать постановкой двух вопросов: Угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по его мнению, правительство вынуждено будет следовать наказам народа, поскольку именно народу принадлежит право сохранения или смены формы правления[7].

Похожие материалы

Информация о работе