Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 25

Рассмотрение общественного мнения как совокупности оценочных суждений позволяет констатировать, что общественное мнение по вопросам обороны страны воплощает в себе оценочные суждения по затрагивающим интересы и потребности людей фактам, событиям, явлениям, процессам военно-политической действительности и базируется на военно-политической информации.

Далее рассмотрим некоторые методологические подходы, характеризующие массовое (групповое) сознание. Как и в случае трактовки общественного мнения, мы имеем дело с многообразием определений понятия «массовое сознание», что вызвано обилием теоретических подходов, на базе которых они формулируются. Естественно, что каждый из подходов имеет под собой серьезное методологическое обоснование, раскрывать которые не входит в задачу соискателя. Для нас очевидно, что массовое (групповое) сознание представляет собой не менее сложный социально-психологический и социально-политический феномен, чем общественное мнение. В рамках данного исследования при употреблении термина «массовое (групповое) сознание» будем исходить из следующих методологических посылов:

массовое (групповое) сознание – это сознание определенного носителя – массы (социальной группы), выражающееся в форме субъективного отражения объективной действительности значительного множества людей;

массовое (групповое) сознание является сложным, системным образованием, в котором запечатлены знания, чувства, нормы и ценности, разделяемые множеством (массой) или группой людей;

массовое (групповое) сознание является важным регулятором практической деятельности и общественно-политических отношений;

массовое (групповое) сознание функционирует в виде основных макроформ (способов) – общественного мнения и массовых (групповых) настроений;

массовое (групповое) сознание формируется во многом под воздействием информационных потоков, организуемых преимущественно средствами массовой информации, Интернетом[61].

В таком многомерном методологическом подходе, на наш взгляд, отражается важное методологическое требование учета в определении массового (группового) сознания как сложного системного образования, в котором в качестве одного из своеобразных проявлений существует общественное мнение, в том числе по вопросам обороны.

Следует также отметить, что некоторые авторы выделяют также выразителя общественного мнения – наиболее социально активную часть субъекта, формирующую, выражающую и распространяющую общественное мнение социальных групп, классов, наций, общества в целом. В отношении тех, кто придерживается определенного общественного мнения, но не проявляет активности в его выражении, употребляется термин «носитель» общественного мнения. Такие категории широко интерпретируются в работах М.К. Горшкова, Б.А. Грушина, С.Т. Корнеева, В.К. Падерина, А.Г. Пилипонского, А.К. Уледова, В.И. Шестакова и других авторов.

Политическая практика дала примеры различных типов отношений властных структур и общественного мнения. Для наглядности представим их крайние или противоположные типы, выделенные доктором философских наук О.И. Ивановым, – патерналистский и основанный на принципах социального партнерства. Первый характерен для тоталитарных и авторитарных режимов, где органы власти подавляют или максимально подчиняют себе общественное мнение. Здесь существует одно общественное мнение – «общенародное», то есть целиком совпадающее по содержанию с официальной, государственной политикой. Никакого другого мнения нет. Если же оно появляется у отдельных групп, слоев населения, то его или подавляют, или подчиняют официальному. «Нормой» тоталитарных и авторитарных режимов является игнорирование общественного мнения властями, его «невключение» в управленческие решения или имитация учета и использования общественного мнения органами государственной власти. Подобный стиль дает свои плоды: само общественное мнение становится унитарным.