Рассмотрение
общественного мнения как совокупности оценочных суждений позволяет
констатировать, что общественное мнение по вопросам обороны страны воплощает в
себе оценочные суждения по затрагивающим интересы и потребности людей фактам,
событиям, явлениям, процессам военно-политической действительности и базируется
на военно-политической информации.
Далее рассмотрим
некоторые методологические подходы, характеризующие массовое (групповое)
сознание. Как и в случае трактовки общественного мнения, мы имеем дело с
многообразием определений понятия «массовое сознание», что вызвано обилием
теоретических подходов, на базе которых они формулируются. Естественно, что
каждый из подходов имеет под собой серьезное методологическое обоснование,
раскрывать которые не входит в задачу соискателя. Для нас очевидно, что
массовое (групповое) сознание представляет собой не менее сложный
социально-психологический и социально-политический феномен, чем общественное
мнение. В рамках данного исследования при употреблении термина «массовое
(групповое) сознание» будем исходить из следующих методологических посылов:
массовое
(групповое) сознание – это сознание определенного носителя – массы (социальной
группы), выражающееся в форме субъективного отражения объективной
действительности значительного множества людей;
массовое
(групповое) сознание является сложным, системным образованием, в котором
запечатлены знания, чувства, нормы и ценности, разделяемые множеством (массой)
или группой людей;
массовое
(групповое) сознание является важным регулятором практической деятельности и
общественно-политических отношений;
массовое
(групповое) сознание функционирует в виде основных макроформ (способов) –
общественного мнения и массовых (групповых) настроений;
массовое (групповое)
сознание формируется во многом под воздействием информационных потоков,
организуемых преимущественно средствами массовой информации, Интернетом[61].
В таком
многомерном методологическом подходе, на наш взгляд, отражается важное
методологическое требование учета в определении массового (группового) сознания
как сложного системного образования, в котором в качестве одного из
своеобразных проявлений существует общественное мнение, в том числе по вопросам
обороны.
Следует также
отметить, что некоторые авторы выделяют также выразителя
общественного мнения – наиболее социально активную часть субъекта, формирующую,
выражающую и распространяющую общественное мнение социальных групп, классов,
наций, общества в целом. В отношении тех, кто придерживается определенного
общественного мнения, но не проявляет активности в его выражении, употребляется
термин «носитель» общественного мнения. Такие категории широко
интерпретируются в работах М.К. Горшкова, Б.А. Грушина,
С.Т. Корнеева, В.К. Падерина, А.Г. Пилипонского, А.К. Уледова,
В.И. Шестакова и других авторов.
Политическая
практика дала примеры различных типов отношений властных структур и
общественного мнения. Для наглядности представим их крайние или противоположные
типы,
выделенные доктором философских наук О.И. Ивановым, – патерналистский и
основанный на принципах социального партнерства. Первый характерен для
тоталитарных и авторитарных режимов, где органы власти подавляют или
максимально подчиняют себе общественное мнение. Здесь существует одно
общественное мнение – «общенародное», то есть целиком совпадающее по содержанию
с официальной, государственной политикой. Никакого другого мнения нет. Если же
оно появляется у отдельных групп, слоев населения, то его или подавляют, или
подчиняют официальному. «Нормой» тоталитарных и авторитарных режимов является
игнорирование общественного мнения властями, его «невключение» в управленческие
решения или имитация учета и использования общественного мнения органами
государственной власти. Подобный стиль дает свои плоды: само общественное
мнение становится унитарным.