Так,
один из крупнейших отечественных исследователей Б.А. Грушин предлагает
различать функции в зависимости от трех признаков: 1) характера взаимодействия
мнения и социальных институтов или отдельных лиц; 2) содержания высказанного
мнения; 3) формы высказанного мнения. С опорой на первый из признаков он
выделяет экспрессивную (контрольную), консультативную и директивную функции. На
базе второго признака оперирует оценочной, аналитической, конструктивной и
регулятивной функциями. В зависимости от формы высказанного мнения
Б.А. Грушин предлагает рассматривать позитивную и негативную функции
общественного мнения[48].
Д.П. Гавра
предлагает использовать несколько квалификационных признаков, что, по его
мнению, «…позволит выявить различные стороны изучаемого явления, более глубоко
проникнуть в его сущность». С этой целью он выделяет три основных типа функций
изучаемого феномена (базисные, объектные и системные), каждый из которых
подразделяется на функции более низкого порядка. Так, базисные (сущностные) функции,
в свою очередь, делятся на гносеологические и социологические функции.
Гносеологические функции подразделяются на оценочную и познавательную,
социологические – на адаптирующую, культуронаследования и социорегуляции.
Адаптирующая функция включает функции социализации и воспитательную.
Культурологическая остается без деления, а вот социорегулятивная разделяется
еще на три составляющие функции: информационную, социального целеполагания и
управленческую. Последнюю осуществляет наиболее многочисленная группа функций,
которая обеспечивает практическое участие исследуемого феномена в организации
процесса социального управления. Она состоит из регулятивной функции
(обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношений) и
номенклатурной (предполагает возможность общественного мнения участвовать в
формировании политической и управленческой номенклатуры). Регулятивная функция
может находить свое воплощение через специфические или так называемые
отраслевые функции: консультативную, защитную, контрольную, директивную[49].
А.И. Соловьев
делает акцент на политических аспектах и к наиболее существенным функциям
общественного мнения относит: репрезентацию текущей политики в глазах
общественности; обеспечение обратной связи в системе государственного
управления, предполагающей коррекцию проводимого политическим режимом курса;
повышение степени легитимности правящего режима; социализацию граждан,
включающихся в сферу политических отношений[50].
В
ряде изданий рассматриваются и другие функции. Например, доктор социологических
наук, профессор МГУ Л.Н. Федотова
делает акцент на двух основных функциях общественного мнения: способность
влиять на социальные институты власти и способность влиять на общество в целом[51].
Авторы методического пособия «Общественное мнение в воинском коллективе»
сосредоточиваются на управленческой, регулятивной и воспитательной функциях[52].
Сделанный
нами обзор позволяет утверждать, что: а) функциональная проблематика
общественного мнения достаточно проработана учеными-обществоведами;
б) число функций общественного мнения чрезвычайно велико и их можно
по-разному выделять, классифицировать и описывать; в) ученые и специалисты
выделяют, как правило, явные, объективно существующие функции общественного
мнения.
В
целом, оценивая представления о функциях общественного мнения, можно
констатировать, что в отечественном научном дискурсе сложился устойчивый
функционально-позитивный взгляд на функции общественного мнения. В то же время
познавательная ситуация в области анализа функций удовлетворения не вызывает. При
всех достижениях имеют место существенные разногласия в определении количества
и номенклатуры функций, не всегда видна увязка функций с сущностью
общественного мнения. Проявление дисфункций исследователями, как правило,
вообще игнорируется. Теоретики общественного мнения как работали, так и
продолжают работать в рамках парадигмы априорной положительной функциональности
изучаемого феномена. Об ущербности такого подхода говорит Д.П. Гавра,
призывая исследователей обратить внимание на подходы и принципы функционализма
Р. Мертона и больше внимания уделять анализу дисфункций общественного
мнения[53].