Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 16

Так, один из крупнейших отечественных исследователей Б.А. Грушин предлагает различать функции в зависимости от трех признаков: 1) характера взаимодействия мнения и социальных институтов или отдельных лиц; 2) содержания высказанного мнения; 3) формы высказанного мнения. С опорой на первый из признаков он выделяет экспрессивную (контрольную), консультативную и директивную функции. На базе второго признака оперирует оценочной, аналитической, конструктивной и регулятивной функциями. В зависимости от формы высказанного мнения Б.А. Грушин предлагает рассматривать позитивную и негативную функции общественного мнения[48].

Д.П. Гавра предлагает использовать несколько квалификационных признаков, что, по его мнению, «…позволит выявить различные стороны изучаемого явления, более глубоко проникнуть в его сущность». С этой целью он выделяет три основных типа функций изучаемого феномена (базисные, объектные и системные), каждый из которых подразделяется на функции более низкого порядка. Так, базисные (сущностные) функции, в свою очередь, делятся на гносеологические и социологические функции. Гносеологические функции подразделяются на оценочную и познавательную, социологические – на адаптирующую, культуронаследования и социорегуляции. Адаптирующая функция включает функции социализации и воспитательную. Культурологическая остается без деления, а вот социорегулятивная разделяется еще на три составляющие функции: информационную, социального целеполагания и управленческую. Последнюю осуществляет наиболее многочисленная группа функций, которая обеспечивает практическое участие исследуемого феномена в организации процесса социального управления. Она состоит из регулятивной функции (обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношений) и номенклатурной (предполагает возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры). Регулятивная функция может находить свое воплощение через специфические или так называемые отраслевые функции: консультативную, защитную, контрольную, директивную[49].

А.И. Соловьев делает акцент на политических аспектах и к наиболее существенным функциям общественного мнения относит: репрезентацию текущей политики в глазах общественности; обеспечение обратной связи в системе государственного управления, предполагающей коррекцию проводимого политическим режимом курса; повышение степени легитимности правящего режима; социализацию граждан, включающихся в сферу политических отношений[50].

В ряде изданий рассматриваются и другие функции. Например, доктор социологических наук, профессор МГУ Л.Н. Федотова делает акцент на двух основных функциях общественного мнения: способность влиять на социальные институты власти и способность влиять на общество в целом[51]. Авторы методического пособия «Общественное мнение в воинском коллективе» сосредоточиваются на управленческой, регулятивной и воспитательной функциях[52].

Сделанный нами обзор позволяет утверждать, что: а) функциональная проблематика общественного мнения достаточно проработана учеными-обществоведами; б) число функций общественного мнения чрезвычайно велико и их можно по-разному выделять, классифицировать и описывать; в) ученые и специалисты выделяют, как правило, явные, объективно существующие функции общественного мнения.

В целом, оценивая представления о функциях общественного мнения, можно констатировать, что в отечественном научном дискурсе сложился устойчивый функционально-позитивный взгляд на функции общественного мнения. В то же время познавательная ситуация в области анализа функций удовлетворения не вызывает. При всех достижениях имеют место существенные разногласия в определении количества и номенклатуры функций, не всегда видна увязка функций с сущностью общественного мнения. Проявление дисфункций исследователями, как правило, вообще игнорируется. Теоретики общественного мнения как работали, так и продолжают работать в рамках парадигмы априорной положительной функциональности изучаемого феномена. Об ущербности такого подхода говорит Д.П. Гавра, призывая исследователей обратить внимание на подходы и принципы функционализма Р. Мертона и больше внимания уделять анализу дисфункций общественного мнения[53].