Среди
социально-философских трактовок общественного мнения в трудах мыслителей XX в.
следует, на наш взгляд, выделить концепцию немецкого социолога Никласа Лумана
(1927-1998), также рассматривавшего общественное мнение в рамках теории
коммуникации. Особенность позиции Лумана состоит в том, что он отрицает наличие
какого-либо субъекта общественного мнения. Центральными в его теории являются
понятия содержания и темы, предлагаемой обществу. Одновременно обществу
предлагается целый спектр тем, которые находятся в фокусе внимания процесса
коммуникации. Однако эффективная коммуникация с несколькими темами невозможна,
поэтому выбирается наиболее значимая, приковывающая внимание людей, чьи взгляды
при этом могут быть различными. Такая тема коммуникации составляет содержание
общественного мнения[17].
В
отличие от Н. Лумана концепция одного из наиболее влиятельных теоретиков
немецкой школы социальной коммуникации Ю. Хабермаса (род. в 1929 г.)
построена с акцентом на морально-правовой стороне общественного мнения, а само
понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями «право» и «политика».
Общественное мнение в данной теории – это инструмент в руках господствующего
класса, который отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой
информации. Ю. Хабермас указывает на противоречивый характер роли
общественного мнения в общественном развитии в зависимости от того, выступает
ли оно в качестве инструмента контроля над властью и анализа ее деятельности
или служит средством манипулирования обществом в интересах правительственных
или экономических учреждений. Он также проводит мысль, что в современных
условиях критический потенциал общественного мнения часто размывается[18].
Оригинальную
теорию общественного мнения предложила социолог и политолог профессор Элизабет
Ноэль-Нойман (1916-2010), введя в научный оборот понятия «спираль молчания»[19].
Важные
положения для понимания общественного мнения и путей его формирования
содержатся в структурно-функциональной теории одного из самых известных
американских социологов XX в.
Роберта Мертона (1910-2003). В ее основе лежит тезис о достижении решения в
результате публичного представления аргументов, о наличии открытых и скрытых
функций общественного мнения. По мнению Мертона, общественная дискуссия часто
является лишь составной частью, а не целым процессом формирования общественного
мнения[20].
Сказанное
позволяет утверждать, что феномен общественного мнения не раз становился
предметом научного осмысления. Видные ученые-обществоведы по-разному оценивали
его сущностные стороны, степень распространенности и уровень влияния на
общественную жизнь, но сам факт наличия такого социально-политического
феномена, как общественное мнение, не подвергался сомнению.
По-новому
подошел к концепции общественного мнения Пьер Бурдье – один из видных
французских социологов второй половины XX в.
и самый цитируемый обществовед в Интернете. Он однозначно утверждает, что
общественное мнение не является социальным институтом. На чем основывается
такой подход? Отметим несколько позиций П. Бурдье.
1) Каждый
субъект имеет мнение о социальной действительности, и каждое мнение значимо.
Соответственно, в общественном мнении не может учитываться все многообразие
личностных позиций, они нивелируются, превращаясь во мнение большинства. Но
позиция большинства не может рассматриваться как аргумент при решении вопросов
социального порядка, поскольку может не выражать адекватной оценки.
2) Общественное
мнение манипулируемо, поэтому как социальный институт не существует. В силу
влияния информационных ресурсов, выражающих мнение политических элит,
общественное мнение не может выступать объективным регулятором насущных
вопросов социальной жизни.