Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 24

Мнение как оценочное суждение затрагивает самые разнообразные факты, события, явления социальной действительности, в том числе, связанные с обороной страны. В свою очередь оценка придает суждению-мнению некую содержательную определенность, объекту мнения – социально-политическую значимость. Высказать мнение – это значит так или иначе оценить что-либо или кого-либо и тем самым выразить свое отношение к ним. Подчеркиваем это еще и потому, что нередко за мнение принимают высказывание, констатирующее всего лишь наличие или отсутствие объекта, то есть выражающее то, что есть. Такое высказывание лишено оценочного значения, а, следовательно, – и признака мнения.

Некоторые авторы, рассматривая общественное мнение, делают акцент на публичном выражении общественного мнения. Дескать, общественное мнение существует, когда субъект общественного мнения выражает то или иное оценочное суждение по определенным фактам социальной действительности. Если субъект не в состоянии публично выразить свое отношение к определенным фактам, событиям, явлениям в форме оценочного суждения, то можно считать, что у него не сложилось по ним определенного мнения.

Соискатель разделяет позицию тех авторов, которые полагают, что неправильно сводить весь спектр проявлений общественного мнения только к публичным высказываниям. Существуют и другие виды действий, в которых проявляется общественное мнение. Так, прямым воплощением общественного мнения являются также референдумы, плебисциты, сходы, собрания – от общенационального уровня до уровня муниципального образования или воинского коллектива роты. Если данные каналы выражения общественного мнения не являются действенными, могут применяться такие формы политических акций, как митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д.

В то же время необходимо отметить, что в условиях усиления властного контроля, негативного отношения власти к названным формам выражения общественного мнения, общество, что вполне естественно, ищет новые формы его выражения. И появление Интернета, где влияние властных регуляторов не так ощутимо, породило нетрадиционные подходы, связанные с выражением общественного мнения. Из таких форм стоит отметить серию обращений военнослужащих к военно-политическому руководству страны, выложенных в Сети и широко обсуждаемых интернет-сообществом (видео-обращение майора И. Матвеева из Владивостока о питании солдат собачьими консервами, открытое письмо старшего лейтенанта И. Сулимы из Липецка о поборах офицеров со стороны командиров), а также публикацию снятых на мобильные телефоны сюжетов так называемого «Общества синих ведерок», акций сторонников «Стратегии 31» (движение в поддержку 31-й статьи Конституции Российской Федерации).

Но если письма-обращения военнослужащих и даже акции «синеведерочников» и «монстрантов» можно отнести к единичным формам выражения гражданской активности, то предвыборная кампания в Государственную Думу (2011) обогатила формы выражения общественного мнения таким массовым явлением, как комментирование, оценка и критика действий власти в интернет-пространстве. В условиях жесткой регламентации политической жизни Интернет то и дело взрывался информацией о фактах явного несогласия с линией власти и правящей партии (акция протеста в период посещения Д.А. Медведевым факультета журналистики МГУ, освистывание В.В. Путина в спорткомплексе «Олимпийский»). Данные факты позволяют предположить, что политическая практика преподнесет нам и другие формы выражения общественного мнения, ставшие реальностью вследствие открывшихся технологических возможностей[60].

Отметим также, что применительно к вопросам обороны общественное мнение может выражаться в конкретных поведенческих актах, связанных с желанием (нежеланием) молодых людей служить в армии, одобрением (осуждением) населением государственной политики, направленной на укрепление военной безопасности; отношением военнослужащих к выполнению своих служебных обязанностей и пр.