Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 22

3. Исследование показало, что общественное мнение по вопросам обороны страны в отличие от других видов общественного мнения имеет свою специфику, которая раскрывает его особое измерение. Она проявляется, во-первых, в выделении субъекта общественного мнения по вопросам обороны страны по критериям: а) наличия интереса к фактам, событиям, явлениям военной сферы общественной жизни; б) доступа к Интернету, который является непременным условием установления новых социальных связей, получения и оценки военно-политической информации о фактах, событиях, явлениях военной сферы. Во-вторых, в определении объекта общественного мнения по вопросам обороны страны, к которым относятся факты, события, явления военной сферы общественной жизни. В-третьих, в политическом характере оценочных суждений по вопросам обороны страны. В-четвертых, влиянии общественного мнения по вопросам обороны на военную политику, процессы принятия военно-политических решений. В-пятых, в формах выражения общественного мнения по вопросам обороны страны, которые автор классифицировал на традиционные, специальные и новые. В-шестых, в уникальных свойствах общественного мнения по вопросам обороны страны, к которым отнесены направленность, ограниченность, устойчивость, интенсивность, распространенность.

4. Структурно общественное мнение по вопросам обороны страны является сложным многокомпонентным образованием. Оно содержит в себе рациональные, эмоциональные и волевые компоненты, а также различные политико-психологические образования.

Для рационального компонента характерны наличие сведений о проводимой в стране военной политике, усилиях военно-политического руководства по нейтрализации военных опасностей и угроз, совершенствованию Вооруженных Сил России, информации о новейших отечественных системах вооружения и техники и пр. Эмоциональному компоненту присущи гордость и глубокое понимание политической необходимости Вооруженных Сил Российской Федерации, осознанное отношение к военной службе, готовность к защите Родины, беспрекословному выполнению приказов, преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня и пр. В волевом компоненте преобладает осмысленное и сознательное социальное поведение, которое проявляется в усилиях по овладению воинской специальностью, уважительном отношении к командирам (начальникам), сослуживцам, способности ставить интересы Отечества выше личных, выражении патриотической позиции в ходе дискуссий, опросов, выборов и пр.

Политико-психологический сплав общественного мнения по вопросам обороны страны выражается в наличии таких элементов, как патриотические чувства, боевые традиции, армейские привычки и пр.

Все они действуют в единстве, по-разному сочетаясь и влияя друг на друга, и все занимают свое особое место в детерминации социального поведения субъекта общественного мнения по вопросам обороны страны.

5. Общественное мнение по вопросам обороны страны способно выполнять разнообразные социально-политические функции. Право на существование имеют как различные варианты классификации функций, так и их количество. Автор полагает, что с точки зрения обороны страны наиболее востребованы воспитательная, мобилизационная, оценочная и контрольная функции. В процессе реализации данных функций общественное мнение способно оказывать существенное влияние на социальные и политические процессы, обеспечивать принятие и контроль военно-политических решений, важных для обороны страны. Вместе с тем в исследовании установлено, что применение современных информационно-коммуникационных средств ведет к более активному проявлению дисфункций общественного мнения по вопросам обороны страны, что может негативным образом влиять на военную безопасность страны, снижать морально-боевой потенциал военнослужащих и призывного контингента.