3. Исследование показало, что общественное мнение по вопросам
обороны страны в отличие от других видов общественного мнения имеет свою
специфику, которая раскрывает его особое измерение. Она проявляется, во-первых,
в выделении субъекта общественного мнения по вопросам обороны страны по
критериям: а) наличия интереса к фактам, событиям, явлениям военной сферы
общественной жизни; б) доступа к Интернету, который является непременным
условием установления новых социальных связей, получения и оценки
военно-политической информации о фактах, событиях, явлениях военной сферы. Во-вторых,
в определении объекта общественного мнения по вопросам обороны страны, к
которым относятся факты, события, явления военной сферы общественной жизни. В-третьих,
в политическом характере оценочных суждений по вопросам обороны страны. В-четвертых,
влиянии общественного мнения по вопросам обороны на военную политику, процессы
принятия военно-политических решений. В-пятых, в формах выражения
общественного мнения по вопросам обороны страны, которые автор классифицировал
на традиционные, специальные и новые. В-шестых, в уникальных свойствах
общественного мнения по вопросам обороны страны, к которым отнесены
направленность, ограниченность, устойчивость, интенсивность,
распространенность.
4. Структурно
общественное мнение по вопросам обороны страны
является сложным многокомпонентным образованием. Оно содержит в себе рациональные,
эмоциональные и волевые компоненты, а также различные политико-психологические
образования.
Для рационального компонента характерны наличие сведений о
проводимой в стране военной политике, усилиях военно-политического руководства
по нейтрализации военных опасностей и угроз, совершенствованию Вооруженных Сил
России, информации о новейших отечественных системах вооружения и техники и пр.
Эмоциональному компоненту присущи гордость и глубокое понимание
политической необходимости Вооруженных Сил Российской Федерации, осознанное
отношение к военной службе, готовность к защите Родины, беспрекословному
выполнению приказов, преобладание в ценностных ориентациях ценностей
общегосударственного уровня и пр. В волевом компоненте преобладает
осмысленное и сознательное социальное поведение, которое проявляется в усилиях
по овладению воинской специальностью, уважительном отношении к командирам
(начальникам), сослуживцам, способности ставить интересы Отечества выше личных,
выражении патриотической позиции в ходе дискуссий, опросов, выборов и пр.
Политико-психологический сплав общественного мнения по вопросам
обороны страны выражается в наличии таких элементов, как патриотические
чувства, боевые традиции, армейские привычки и пр.
Все они действуют в единстве, по-разному сочетаясь и влияя друг на
друга, и все занимают свое особое место в детерминации социального поведения
субъекта общественного мнения по вопросам обороны страны.
5. Общественное
мнение по вопросам обороны страны способно
выполнять разнообразные социально-политические функции. Право на существование
имеют как различные варианты классификации функций, так и их количество. Автор
полагает, что с точки зрения обороны страны наиболее востребованы
воспитательная, мобилизационная, оценочная и контрольная функции. В процессе
реализации данных функций общественное мнение способно оказывать существенное
влияние на социальные и политические процессы, обеспечивать принятие и контроль
военно-политических решений, важных для обороны страны. Вместе с тем в
исследовании установлено, что применение современных
информационно-коммуникационных средств ведет к более активному проявлению
дисфункций общественного мнения по вопросам обороны
страны, что может негативным образом влиять на военную безопасность
страны, снижать морально-боевой потенциал военнослужащих и призывного
контингента.