Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 7

Таким образом, исследовав концептуальные подходы к изучению общественного мнения, мы получили наглядное представление о зарождении и развитии его теоретических основ, многозначности интерпретации социально-политической сущности, что позволяет с полным основанием утверждать: а) научно-теоретическое осмысление общественного мнения шло в общем русле духовной жизни мирового сообщества при определяющей роли приоритетов конкретного времени; б) выяснение сущности общественного мнения – достаточно сложная теоретическая проблема, над которой трудилось не одно поколение ученых-обществоведов, в том числе представителей политической науки.

Из всего многообразия научных практик и традиций, занимавшихся и занимающихся исследованием общественного мнения, нам, как отмечалось выше, наиболее близок подход, ярким выразителем которого является профессор Московского государственного университета А.И. Соловьев. Согласно его трактовке «общественное мнение представляет собой совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового (группового) сознания, оказывающих влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов (изменений в сфере государственной власти)»[29]. Данное определение возьмем за основу в своих дальнейших рассуждениях на пути к выработке собственной дефиниции, а пока обратим внимание на ряд специфических черт общественного мнения по вопросам обороны страны, которые раскрывают его уникальные качества и свойства проявления. И начнем с выяснения специфики субъекта и объекта общественного мнения по вопросам обороны страны, которая имеет важное методологическое значение в контексте нашего исследования.

Анализ подходов, изложенных в научной литературе, позволяет утверждать, что вопрос о субъекте, то есть о том, чье мнение может претендовать на то, чтобы называться «общественным», в теории общественного мнения относится к наиболее сложным. Так, одна группа ученых (М.К. Горшков, А.К. Уледов и др.) считают, что субъектом общественного мнения выступает предельно большая социальная общность – народ и народные массы как основная сила, творящая и преобразующая социальное бытие, созданный человечеством мир культуры[30]. По нашему мнению, такой подход фактически исключает возникновение и функционирование общественного мнения в небольших социальных группах, например, в воинских коллективах.

Вторая группа ученых (В.С. Коробейников, Ю.Н. Сафронов и др.) в качестве субъекта общественного мнения выделяют общество, классы или социальные группы. При этом Б.А. Грушин, Р.А. Сафаров и др. полагают, что субъектом может быть любая социальная, экономическая, демографическая, территориальная и т.п. группа. Такой подход, с нашей точки зрения, значительно раздвигает рамки субъекта общественного мнения.

Третья группа исследователей, представляющих, в частности, военно-научную школу, в своих исследованиях в качестве субъекта общественного мнения определяют социальные группы по военно-профессиональному признаку – личный состав Вооруженных Сил, военнослужащие береговых[31] (ракетных[32]) войск, читатели военных газет[33].

Есть и подходы, не вписывающиеся в приведенную классификацию. Как было сказано, Н. Луман полагает, что у общественного мнения не существует особых субъектов, а выраженное мнение лишь фиксирует лидирующую тему для обсуждения.

В вопросе об определении субъекта общественного мнения диссертант солидарен с теми исследователями, которые считают, что в качестве такового могут выступать социальные общности различного уровня, которые в данное время характеризуются заинтересованностью в обсуждении социально значимых фактов, событий, явлений (процессов) действительности, и выражают свой интерес в практической деятельности.