Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 26

Второй тип отношений характерен для общественно-политических систем, построенных на принципах демократии. Здесь властные структуры и органы управления разных уровней провозглашают идеологию социального партнерства, при которой за общественным мнением сохраняется возможность выражать себя в различных формах. Более того, демократические режимы создают систему политических, экономических, правовых и иных гарантий свободного и действенного функционирования общественного мнения. Само оно становится плюралистическим: не только общество в целом, но и все составляющие его социальные слои, группы получают право свободно выражать свое отношение к происходящему в мире, в собственной стране, ее отдельных регионах. Нормой отношений властных структур и общества становится включенность общественного мнения в процессы управления на всех уровнях власти. Само включение общественного мнения в управленческие решения не носит случайного характера, а осуществляется систематически и в разных формах, начиная от использования его в качестве фона для выработки решений и кончая полным включением в управленческие решения[62].

В недавнем прошлом в нашем обществе преобладал первый тип отношений властных структур и общественного мнения. Но уже два десятилетия страна движется в направлении ко второму типу отношений. Как следствие, место и роль общественного мнения в проводимой государством политике претерпели значительные изменения. Оно становится одним из действенных факторов политики. Субъекты общественного мнения получают более широкие возможности гласно его выражать, требовать учета при выработке и принятии разнообразных политических и других решений. Реальным становится плюрализм самого общественного мнения. Вместо показного единодушия складываются системы выражения интересов разных социальных групп. Созданы и продолжают создаваться специализированные органы печати, интернет-ресурсы, которые берут на себя функцию выразителя групповых интересов.

Социально-политическая практика последнего десятилетия наглядно показала, что невнимание политического руководства к общественному мнению ослабляет престиж власти, порождает излишние социальные напряжения, конфликты, приводит к тому, что общественная активность в отдельных случаях становится деструктивной. Игнорирование общественного мнения подрывает веру населения в намерения власти считаться с действительными потребностями и интересами разных социальных групп, общностей и, в конечном итоге, может осложнять взаимоотношения общества и власти.

Очевидно, что при определенных социально-политических условиях общественное мнение превращается в реальную общественную силу, которая позволяет ему оказывать влияние на политические процессы, функционирование политики, ее различных видов. Отсюда – причина заинтересованного отношения властных структур к общественному мнению. Поэтому не подлежит сомнению исключительно высокая, можно сказать, уникальная взаимосвязь общественного мнения и политики. Как показывает политическая практика, в одних случаях оно может быть союзником власти, служить фактором политической стабильности, побудителем активности широких слоев населения к реализации государственных программ и планов общественного развития, а в других – оказываться скрытым или открытым противником данного режима власти, препятствующим реализации его инициатив и начинаний.

Сказанное в полной мере относится и к общественному мнению, которое

Подводя итог рассмотрению определения, предложенного А.И. Соловьевым, отметим, что в нем, по мнению соискателя, содержится также проблемный момент, имеющий принципиальное значение и не позволяющий нам считать дефиницию универсальной. Суть его в том, что общественное мнение сводится к состоянию массового (группового) сознания. Но массовое (групповое) сознание обладает собственными свойствами целого, свойствами системы. Сюда входят такие системные образования, как знания, нормы, ценности, настроения, которые образуют сложные, пересекающиеся связи. С учетом этого, по мнению диссертанта, методологически некорректно сводить состояние всех составляющих массового сознания только к состоянию общественного мнения.