Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 27

Очевидно, что методологический посыл, в соответствии с которым общественное мнение предстает как состояние массового (группового) сознания, требует уточнения. Автор полагает, что методологический подход, согласно которому общественное мнение рассматривается как своеобразное проявление состояния массового (группового) сознания, отраженный, в частности, в работах А.Н. Власичева, В.Н. Помогайбина, В.И. Шестакова[63] и др., более методологически корректен.

Основываясь на вышеизложенном,

В рамках функционального подхода небезынтересна позиция уже цитированного выше И.С. Кананыхина, который концентрирует внимание на таких функциях общественного мнения, как:

социально-организационная (формирование личности, объединение индивидов в некую группу, массовое образование и т.д.);

социализационная (адаптация индивидов к нормам, ценностям, стилям поведения, принятым в обществе и его социальных образованиях);

ценностная (оценивание отдельных явлений, событий и личностей с точки зрения принятой системы ценностей и критериев, формирование позитивных или негативных суждений об оцениваемых объектах);

контрольно-регулятивная (предполагает, что под давлением общественного мнения возможны управленческие действия, направленные на исправление негативно оцениваемых реалий или их устранение);

информативная (сообщение членам общества информации о значимых социально-политических событиях и возможных способах их оценки);

эмоционально-защитная (формирование общественных ментальных комплексов и представлений, которые позволяют облегчить субъективное переживание социально-политических событий, проблем и трудностей)[64].

Методологических оснований для такой классификации И.С. Кананыхин не приводит. Видимо, основным критерием здесь выступает воля самого автора.

Для нашего исследования небезынтересен подход В. Беннета, который в качестве основы выбрал три функциональные области общественного мнения: воздействие на индивида, коммуникативную и институциональную. В каждой из сфер он предлагает свою группу функций изучаемого феномена. В первой – это функция политической социализации индивида и интеграция его в общественную жизнь. Во второй – это функция распределения контроля над тематикой политической информации и мобилизации политической поддержки. В институциональной сфере он фиксирует такие функции общественного мнения, как формирование политики, легитимация политики, обеспечение существования или изменения политической системы[65]. Как видим, В. Беннет объединяет в одном функциональном аспекте каналы, способы включения в политическую систему и взаимодействие с ней, а также собственно функции изучаемого феномена.

4. Как показал анализ, имеется достаточно аргументов для того, чтобы признать общественное мнение одним из атрибутов политического процесса. При определенных социально-политических условиях общественное мнение превращается в реальную политическую силу, которая позволяет ему оказывать влияние на политическое поведение и практическую деятельность людей, на общественные и политические институты. Отсюда – причина заинтересованного отношения властных структур к общественному мнению. Как показывает политическая практика, в одних случаях оно может быть союзником власти, служить фактором политической стабильности, побудителем широких слоев населения к реализации тех или иных программ социального и политического развития, а в других – оказываться скрытым или открытым противником данного режима власти, препятствующим его инициативам и начинаниям.