Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 3

«Первое – никто не станет спорить, что «общее сочувствие» войне может сослужить громадную службу. Армия лучше дерется, когда знает, что дома все мысли и заботы в данное время сосредоточены на ней; что работа ее в отечестве признается нужной и ценной; что каждая капля пролитой крови получит должную оценку. Среди населения – полный порядок; все от мала до велика живут исключительно интересами армии и правительства; последнее постоянно и во всем находит сочувствие и поддержку. Словом, все пьют одну чашу». Из сказанного был сделан вывод: общественное мнение надо воспитывать.

Второй момент – воспитывать общественное мнение должен тот, кому нужно на него опираться, то есть само правительство.

Третье, отмечает А. Незнамов, «у нас нельзя его направлять по желанию в ту или другую сторону в данный момент, как это, быть может, возможно на западе с помощью дешевой популярной газеты». Он считал, что «нам нужно что-то более или менее постоянное, определенно известное, длительное»[13]. Этим «длительным» А. Незнамов считал популяризацию идей, которые положены в основу политической программы государства и которыми руководствуется правительство.

По мнению соискателя, поворотным пунктом в практике формирования общественного мнения по вопросам обороны стала Первая мировая война. Она способствовала созданию специализированных государственных органов и учреждений, ответственных за организацию формирования общественного мнения, и дала мощный толчок практике политической деятельности по формированию общественного мнения для достижения военно-политических целей государств.

После войны опыт формирования общественного мнения по вопросам обороны стал объектом внимательного изучения. Именно в этот период появились первые научные работы американских исследователей У. Липпмана и Г. Лассуэлла, к которым обращаются фактически все последующие теоретики общественного мнения. Оба знамениты вкладом в разработку теории пропаганды и политического символизма, в центре которой оказались вопросы общественного мнения.

В книге «Общественное мнение» Уолтер Липпман (1889-1974) впервые использовал термин «стереотип», чтобы соотнести коммуникацию с внедрением новых идей и образов в сознание людей. По Липпману общественное мнение формируется посредством положительных или отрицательных стереотипов, навязываемых средствами массовой информации[14]. Отметим, что непосредственным поводом к написанию книги стал опыт пропагандистской и политической работы автора во время Первой мировой войны.

Другой американский политолог Гарольд Лассуэлл (1902-1978) характеризовал пропаганду как управление коллективными установками путем манипулирования значимыми символами. Он предложил и обосновал первую модель коммуникации: кто говорит – что – по какому каналу – кому – с каким эффектом? Позднее Г. Лассуэлл признал, пропаганда – это нечто большее, чем простое использование медиа, чтобы воздействовать на людей во имя контроля над ними. Людей нужно постепенно готовить к принятию совершенно иных идей и поступков. Его теория предполагала длительный и крайне сложный процесс подготовки к внедрению символов. Лассуэлл считал, что раньше распространение эталонных символов осуществлялось бессистемно, поэтому предлагал передать контроль над пропагандой через медиа новой элите – научной технократии, которая поклялась бы использовать свои знания во благо, а не во зло[15].

Их соотечественник Пол Лазарсфельд (1901-1976) известен как создатель теории ограниченных эффектов. Обобщив большой эмпирический материал, он и его единомышленник Элих Катц пришли к выводу о существовании лидеров мнений в любой области и по любому вопросу, который может возникнуть в повседневной практике. Отличаясь от последователей мнения многими личными качествами – объемом знаний, широким использованием массмедиа, активностью в общественной жизни – лидеры мнения способны играть существенную роль в формировании общественного мнения[16].