В
своих дальнейших рассуждениях мы акцентируем внимание лишь на некоторых,
наиболее востребованных с точки зрения обороны страны функциях
общественного мнения, то есть используем классификацию по «сферам приложения».
Данный подход позволяет более глубоко изучить механизм включения общественного
мнения в определенную сферу жизнедеятельности общества, в которой оно
действует. В нашем случае – показать потенциал его проявления в военной сфере. Отметим, что такая классификация
достаточно распространенная. Исследователи говорят об особой роли общественного
мнения в сфере внешней политики, в сфере экономики, производства, в сфере
духовной жизни и т.д.
К
функциям, наиболее востребованным с точки зрения обороны страны, отнесем оценочную,
мобилизационную, воспитательную и контрольную. По нашему мнению, в
процессе реализации именно этих функций общественное мнение по вопросам обороны страны способно оказывать
действенное влияние на общественно-политические процессы, обеспечивать принятие
и контроль военно-политических решений, важных для обеспечения
военной безопасности страны. Приведенный перечень не носит жестко
фиксированного характера. В случае необходимости к нему можно добавлять новые
компоненты, не отраженные в данном списке. Но мы считаем, что указанные функции
носят наиболее общий характер, логически увязываются с сущностью изучаемого
феномена и предназначением военной сферы.
Рассмотрим
более подробно, в чем проявляются данные функции и их «проекцию» на военную
сферу, что позволит глубже понять сущность общественного мнения по вопросам обороны страны, увидеть политический
потенциал его формирования в интересах достижения
политических и военных целей.
В
компетенцию наиболее распространенной и наиболее широкой оценочной
функции входят выработка и выражение определенного ценностного отношения индивидов, социальных групп, масс как к отдельным
фактам, событиям, явлениям военной сферы, так и
всей системе военной политики.
Совпадающие
оценки могут отражать позитивное, нейтральное или негативное отношение людей к
фактам, событиям, явлениям военной сферы,
одобрение или неодобрение приоритетов военной политики государства,
военно-политических решений по вопросам обороны, доверие (поддержку) или
недоверие политическим деятелям и военным руководителям, удовлетворенность или
неудовлетворенность конкретной военно-политической ситуацией. Оценочные
суждения, особенно преобладающие, создают общий психологический настрой людей с
вытекающим отсюда социальным поведением.
Наибольшего развития оценочная функция общественного мнения по вопросам обороны страны достигает тогда, когда она
обеспечивается разнообразными формами общественно-политических действий, в ходе
которых выражается ценностное отношение масс к деятельности военно-политического руководства страны, Вооруженных
Сил, осуществляется активное давление на институты власти и управления.
Если
вести речь об Интернете, то оценочную функцию в Сети выполняют, как правило,
высказывания, которые исходят от пользователей. Очень часто за ними не стоит
ничего, кроме чисто эмоционального, основанного на случайных, внешних моментах
и не подкрепленного никакими рассуждениями отношения к оцениваемым фактам военной сферы. Но в тех случаях, когда вынесение той
или иной оценки поддерживает большое число пользователей, даже простое
отрицание или утверждение быстро дополняется коллективным анализом
военно-политической действительности, быстрым наращиванием объема знаний по
проблеме и выработкой десятков предложений о том, что может быть сделано.
Происходит своеобразная общественная экспертиза факта, события, явления,
которая подчас стоит в одном ряду с научной экспертизой. Ценность такого рода
экспертизы в том, что: а) она осуществляется с самых разных позиций, обусловленных
опытом людей, их служебным положением, уровнем знаний; б) весь этот анализ,
преобладающие суждения и оценки становятся мощным сигналом для органов
государственного и военного управления, должностных лиц, заставляя их
вырабатывать меры, принимать решения, корректировать деятельность.