Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 11

Учитывая это обстоятельство, политические субъекты не только и не столько подстраиваются под общественное мнение по вопросам обороны страны, сколько вынуждены считаться с ним в своей деятельности. Для наглядности подкрепим сказанное примером из военно-политической практики.

В начале 90-х гг. прошлого века политический курс, взятый М.С. Горбачевым, привел к ослаблению позиций России на международной арене, что благоприятствовало появлению ранее невозможных планов НАТО по расширению на Восток. Но «публичному провозглашению курса на расширение блока в восточном направлении предшествовал примерно трехлетний своего рода инкубационный период, который был использован как для рекогносцировки общественного мнения на предмет его возможной реакции, так и для формирования в нем соответствующих настроений»[40], – пишут исследователи из Института мировой экономики и международных отношений РАН.

Отметим, что в «опросную лихорадку» были вовлечены большинство из действующих на Западе и пользующихся международной известностью центров изучения проблем мира и безопасности, таких как Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (СИПРИ), Лондонский институт стратегических исследований, Гамбургский институт исследований проблем мира, Копенгагенский институт исследований проблем мира, Центр исследований международной политики в Риме и др. Результаты их исследований во многом предопределили направленность дальнейших информационных усилий и политических действий Североатлантического союза. Им, в частности, стало объявление на очередном саммите в Брюсселе (январь 1994 г.) о начале реализации программы «Партнерство ради мира». Фактически, посредством этой программы общественное мнение готовилось к предстоящей экспансии НАТО на Восток.

К специфике общественного мнения по вопросам обороны страны отнесем и формы его выражения. При этом отметим, что некоторые авторы делают акцент на публичном выражении общественного мнения. Дескать, общественное мнение существует, когда субъект общественного мнения выражает то или иное оценочное суждение по определенным фактам социальной действительности. Если субъект не в состоянии публично выразить свое отношение к определенным фактам, событиям, явлениям в форме оценочного суждения, то можно считать, что у него не сложилось по ним определенного мнения.

Соискатель разделяет позицию тех авторов, которые полагают, что неправильно сводить весь спектр проявлений общественного мнения только к публичным высказываниям. Существуют и другие виды действий, в которых проявляется общественное мнение, в том числе по вопросам обороны. Автор полагает, что формы выражения общественного мнения по вопросам обороны можно классифицировать на традиционные, специальные и новые.

К традиционным отнесем формы, ориентированные на публичную демонстрацию общественного мнения политическим субъектам: опросы, референдумы, плебисциты, сходы, собрания – от общенационального уровня до уровня муниципального образования или воинского коллектива роты - удалить. Если данные каналы выражения общественного мнения не являются действенными, могут применяться такие формы политических акций, как митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д.

Общественному мнению по вопросам обороны страны свойственны специальные формы его демонстрации, что выражается в конкретных поведенческих актах, связанных с желанием (нежеланием) молодых людей служить в армии, отношением военнослужащих к выполнению своих служебных обязанностей, и характеризует готовность не только Вооруженных Сил, но и всего общества выполнять задачи по обеспечению военной безопасности страны.