Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 9

Очевидно, что специфическим объектом общественного мнения могут быть факты, события, явления (процессы), имеющие отношение к военной сфере общественной жизни. Оценочные суждения и волевые побуждения масс, вызываемые этими фактами, событиями, явлениями, существуют в реальности. Категория «общественное мнение по вопросам обороны страны» обозначает эту реальность и, естественно, имеет право на рассмотрение в рамках политической теории и, прежде всего, военной политологии. В более конкретном выражении объектом общественного мнения могут выступать факты, события, явления, вызванные военно-политической практикой государств; место и роль военной элиты в общественной жизни; процессы подготовки и принятия военно-политических решений; практические действия органов государственного и военного управления в сфере военного строительства; личная жизнь политиков, военачальников; факты коррупции в армейской среде и пр. В своих дальнейших рассуждениях все многообразие фактов, событий, явлений, процессов, проблем, связанных с военно-политической стороной общественного бытия, мы объединим словосочетанием «факты, события, явления военной сферы».

Из сказанного вытекает, что границы объекта общественного мнения по вопросам обороны фактически беспредельны. Вместе с тем объект общественного мнения по вопросам обороны страны имеет свои ограничения. Они могут быть связаны как с характеристиками объекта, выделяемого из всего многообразия военной сферы, так и с характеристиками субъекта.

Анализ литературы вопроса позволяет однозначно заключить, что главным критерием отбора объектов общественного мнения специалисты называют интересы и потребности различных социальных общностей, которые, как правило, имеют долговременный характер. Основываясь на их позиции, общественное мнение нельзя рассматривать как пассивное, зеркальное отражение общественного бытия. Его оценочная деятельность (и это в той или иной форме подчеркивают все авторы) избирательна и выражается в том, что факты социальной действительности воспринимаются через призму удовлетворения социальных, политических, экономических и других потребностей людей.

Следовательно, лишь те факты, события, явления военной сферы, которые затрагивают интересы всех или большинства членов общества, социальных групп, вызывают потребность в оценочных суждениях и в выработке совместного общественного мнения по вопросам обороны страны. При этом чем более жизненно важные интересы социума затрагивает объект общественного мнения по вопросам обороны, чем настоятельнее необходимость их удовлетворения, тем сильнее запускается механизм образования общественного мнения по вопросам обороны страны, тем активнее это мнение заявляет о себе в социальной практике.

Рассматривая интересы и потребности применительно к обороне страны, отметим, что они также имеют свои специфические черты, которые проявляются в их политическом характере, ибо понятия «оборона», «армия», «война» всегда связаны с интересами страны. Людям никогда не была безразлична судьба своего Отечества, его безопасность. Показательны в этой связи воспоминания С. Гершберга о характере редакционной почты «Правды» в первые недели Великой Отечественной войны, когда полностью прекратились жалобы на трудности с жильем, на работу торговой сети, на бытовые неурядицы. «Начиная с 23 июня – ни одного письма по личному делу, – пишет он. – Как будто люди сговорились: пишут только о войне, о ненависти к фашистам, о готовности сражаться, разгромить врага»[38].

Можно констатировать, что оценочные суждения по вопросам обороны практически всегда содержат политические аспекты, поскольку связвны заинтересованностью многих индивидов, социальных общностей и населения страны в укреплении военной безопасности страны, повышении ее обороноспособности.