Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 23

6. Социально-политическая значимость общественного мнения по вопросам обороны страны в современном обществе остро ставит вопрос о его целенаправленном формировании с целью достижения политических и военных задач. Поэтому логичным представляется более подробное рассмотрение в следующем разделе процесса формирования общественного мнения по вопросам обороны, роли в нем органов государственного и военного управления, места и значения Интернета.

Так, древнегреческий мыслитель Протагор (ок. 480-ок. 410 до н.э) характеризовал наблюдаемый им социальный феномен как мнение большинства и отдавал ему на откуп решение вопросов о том, что истинно и что ложно, что справедливо и что несправедливо. Школа Сократа (499-469 до н.э.) подходила к трактовке мнения масс по-иному: она противопоставляла народному самоуправлению аристократическое правление людей мудрых и знающих, которые принимают основные политические и социальные решения. Эта идея получила развитие в трудах Платона (427-347 до н.э.) – ученика Сократа, где, в частности, обосновывалось положение о том, что мнение мудрых истиннее, чем мнение большинства. Аристотеля (384-322 до н.э.) в «Политике» занимал вопрос о том, как верховная власть должна взаимодействовать с массой свободных граждан, не обладающих богатством и не отличающихся выдающимися чертами[57].

Таким образом, античная политическая мысль представляет собой своеобразный исходный пункт в постановке вопроса об общественном мнении, его соотношении с государством и обществом.

сам термин «общественное мнение» появился во времена классического феодализма[58].

Таким образом, общественное мнение по вопросам обороны страны отличается от других видов мнения своим содержанием и политической окраской. Оно представляет собой познавательно-оценочную деятельность людей с целью изучения и выработки оценки социально значимых фактов, событий, явлений, процессов военно-политической действительности, а также соответствующего данной оценке действия, отличающегося политическими последствиями. Политическая окраска общественного мнения объясняется тем, что вопросы обороны страны затрагивают интересы самых широких слоев населения, различных социальных групп, поскольку люди сознательно либо стихийно улавливают политический смысл обеспечения военной безопасности.

А теперь, прояснив вопрос о субъекте и объекте общественного мнения, вернемся к рассмотрению основных компонентов определения общественного мнения, сформулированного профессором А.И. Соловьевым. Итак, он и ряд других исследователей придерживаются точки зрения об общественном мнении как совокупности оценочных суждений. В соответствии с ней становлению оценочных суждений предшествует появление ценностного отношения субъекта общественного мненияк объекту. Свое ценностное отношение к конкретному объекту субъект выражает в форме оценочного суждения. Высказывая те или иные оценочные суждения по определенным фактам, явлениям, событиям, процессам социальной действительности, субъект тем самым выражает свое отношение к ним.

При этом исследователи общественного мнения обращают внимание на то обстоятельство, что если всякое мнение есть суждение, то не каждое суждение может быть определено как мнение. Это объясняется существованием различных видов суждений. Различают дескриптивные (описательные) суждения, выражающие внешние признаки предмета, общее представление о событии, явлении, процессе; нормативные суждения (суждения-предписания), широко применяемые в праве и морали; оценочные суждения, выступающие результатом взаимодействия субъекта и объекта и выражающие одобрение или осуждение, предпочтение или отклонение объекта, то есть не что иное, как мнение субъекта об объекте[59]. Последний вид мнения и является объектом нашего исследования.