Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 8

Достоинство такого подхода прежде всего в том, что он признает многообразие субъектов общественного мнения. При этом общественное мнение выступает одним из способов объединения индивидов, формирования социальных общностей и одновременно выступает результатом такого объединения. Важное значение в представленном подходе имеет также уточнение «в данное время», что подчеркивает относительную нестабильность субъекта общественного мнения.

В основу выделения субъекта общественного мнения по вопросам обороны страны нами положены сразу два критерия: а) интерес к фактам, событиям, явлениям, проблемам военной сферы и б) доступ к Интернету. Таким образом, субъект общественного мнения в нашем исследовании – это не традиционная социальная группа, если иметь ввиду ее унифицированность, целостность, а социальная общность, более фрагментарная, более раздробленная по социальным характеристикам. Ее объединяющим началом выступают, с одной стороны, наличие интереса к фактам, событиям, явлениям военной сферы; с другой – интернет-пространство, которое является непременным условием установления новых социальных связей, получения и оценки военно-политической информации о фактах, событиях, явлениях военной сферы.

Разумеется, указанные характеристики не исчерпывают всей специфики субъекта общественного мнения по вопросам обороны, но достаточно полно подтверждают феноменологическую новизну данного вида субъекта общественного мнения.

Своя специфика есть и у объекта общественного мнения по вопросам обороны страны. Для начала отметим, что трактовка объекта общественного мнения получила достаточное освещение в научной литературе. Объект общественного мнения – это «те черты внешнего мира, которые имеют отношение к поведению других людей – в той мере, в какой это поведение пересекается с нашим, зависит от нас и интересует нас»[34], «все, что возбуждает всеобщий интерес, хотя бы это был давно прошедший факт»[35], «какое-либо событие, явление, процесс, либо просто социальный факт», затрагивающие интересы субъекта мнения, допускающие «многозначность своего толкования» и информационно доступные субъекту[36].

Авторы учебника «Политическая социология», продолжая и развивая научную позицию М.К. Горшкова, разделяют объекты общественного мнения по степени сложности на объекты-факты, объекты-события, объекты-явления (процессы). Наиболее простой объект общественного мнения – тот или иной факт социальной действительности. Это первичная частица, от которой происходит социальная информация, сообщения средств массовой информации. Событие – более сложный объект общественной оценки. Оно отличается значительной информативностью, набором определенных сведений (фактов), составляющих его содержательную сторону. Самым сложным объектом общественного мнения предлагается признать явление (процесс). Для полного и глубокого отражения в общественном мнении они требуют от людей остроты внимания, диалектического мышления, определенного объема знаний[37].

Кроме того, среди объектов общественного мнения различают факты, события, явления (процессы) объективной действительности, общественного бытия (условия материальной жизни, деятельность людей, войны и вооруженные конфликты и пр.) и субъективной действительности, общественного сознания (политические представления, социально-психологические процессы, различные системы ценностей и пр.).

Проведенный анализ дает основание утверждать, что объект общественного мнения выступает как отражение конкретных фактов, событий, явлений (процессов), то есть то, что попадает в поле зрения общественного мнения и существует независимо от субъекта.