Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 2

Целый ряд новых положений о взаимодействии общественного мнения и власти связан с именем немецкого философа Г. Гегеля (1770-1831). В своей работе «Философия права» он трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциальное и истинное», «неорганический способ познания того, что народ хочет и мнит». Общественное мнение, по Гегелю, содержит в себе вечные «принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и всеобщего состояния вообще в форме здравого смысла людей...». Гегель определил, что «общественное мнение было во все времена большой силой», ибо субъектом общественного мнения считал народ[8].

Поиск узловых вопросов теории общественного мнения, его связи с проблемой функционирования политической власти продолжился на рубеже XIX-XX веков. Среди ученых той поры, специально занимавшихся проблематикой общественного мнения, исследователи неизменно выделяют французского социолога Г. Тарда, немецкого юриста Ф. Гольцендорфа, а также отечественного историка и политического мыслителя В.М. Хвостова.

Согласно Г. Тарду (1843-1904), творцом, источником общественного мнения является некая «публика» с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно-психологических процессов. С ростом политически активного публичного сектора общественное мнение становится формой политической власти – той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению. Тард одним из первых пришел к выводу о роли прессы в формировании общественного мнения[9].

О позиции Франца Гольцендорфа (1829-1889) трудно судить однозначно. С одной стороны, он рассуждал об аморфности, безличности происхождения общественного мнения, а с другой – обращал внимание на роль в его создании то высших классов – сословий, то широких слоев народа[10]. Однако это отнюдь не умаляет заслуг Ф. Гольцендорфа, который одним из первых ученых обратил внимание на существование общественного мнения по вопросам обороны страны: «Там, где благодаря всеобщей воинской повинности войско набирается из народу, с полным правом можно сказать, что суждение армии о войне, основанное на личном наблюдении и опыте каждого солдата в отдельности, являются одним из самых значительных проявлений общественного мнения»[11].

Расцвет политической деятельности в России в начале XX в. способствовал появлению работы профессора Московского университета В.М. Хвостова (1868-1920) «Общественное мнение и политические партии». Процесс зарождения общественных суждений он связывал с интересами классов и социальных групп, с активной ролью политических партий в жизни общества. При этом возможности социально-классовых, политических общностей воздействовать на формирование общественного мнения он выводил из их «социального веса». В.М. Хвостов выделял особую роль широких слоев народа в создании общественного мнения, выступал против попыток ограничить, а то и свести к нулю воздействие общественного мнения на политические процессы и власть[12].

Как видим, на протяжении многих веков ученые проявляли значительный интерес к феномену общественного мнения. Ими было высказано немало глубоких идей о противоречивом характере природы общественного мнения, его связи с поступками и действиями людей, общественно-политическими процессами, значении в государственной и общественной жизни.

Научно-теоретическое осмысление феномена общественного мнения применительно к военной проблематике начало складываться в первой четверти XIX века. Изначально оно носило прикладной характер и формировалось в связи с необходимостью решения военно-политических задач. Один из первых ученых, кто обратился к феномену общественного мнения по вопросам обороны страны, – известный отечественный военный теоретик профессор Академии Генерального штаба А. Незнамов. На основе анализа итогов неудачно сложившейся для России войны с Японией (1904-1905) он сформулировал мероприятия общегосударственного порядка по обеспечению военных действий армии и флота. При этом на третье место после политических и финансовых мер А. Незнамов поставил подготовку общественного мнения. Аргументируя свою позицию, он выделил несколько моментов.