1) общественное
мнение – это массовидное явление групповой психологии, психического состояния
масс. Этой точки зрения придерживаются Г. Лебон, А.П. Моисеев,
Б.Д. Парыгин, Л.В. Черкасов и др.;
2) общественное
мнение – явление морали, обладающее нравственными функциями (О. Конт,
Д.А. Потапейко, Д.И. Чесноков и др.). Сторонники такого подхода
убеждены, что общественное мнение – это «более или менее организованная
коллективная оценка поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев,
привычек, признание одних из них и осуждение других»[23];
3) общественное
мнение – это состояние массового (группового) сознания, проявляющееся в
совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности. Этой
точки зрения придерживается большинство ученых (Б.А. Грушин,
В.Б. Житенев, П.Д. Павленко, А.И. Соловьев и др.), она наиболее
близка соискателю;
4) общественное
мнение – это состояние общественного сознания (Д.П. Гавра,
В.С. Коробейников, В.К. Падерин, А.К. Уледов и др.).
«Общественное мнение выступает из состояний общественного сознания», – считает
А.К. Уледов[24].
Здесь
к месту отметить, что западная политическая наука, в частности социология,
вообще не признает наличия общественного сознания[25]. В
российской оно имеет два смысла. Первый – как синоним массового сознания,
второй смысл – самостоятельный, трактуемый как «осознанное бытие», то есть
«отражение в духовной жизни людей их общественного бытия»[26]. Он
базируется на марксистском подходе об обусловленности общественного сознания
общественным бытием.
Как
показал анализ философских концепций, и в рамках материалистической, и в рамках
идеалистической традиций многократно выдвигалась идея о реалистичности
существования феномена общественного сознания. Поэтому автор считает
теоретически ошибочным подход, согласно которому общественное сознание
исключается исследователями из перечня объектов специального научного анализа.
Другое дело, что имеющаяся в этой области литература на сегодняшний день во
многом устарела, а ранее сформулированные положения нуждаются в критическом
осмыслении;
5) общественное
мнение – это совокупность оценочных суждений людей по социально значимым
фактам, событиям, явлениям, процессам. Такую прагматичную и конкретизированную
точку зрения об общественном мнении, основанную, прежде всего, на
социологической теории, предлагает целый ряд современных справочников и словарей.
Например, «Общественное мнение – выражение позиций по политическим проблемам
или текущим делам членами общества»[27].
Существуют
и другие подходы к определению понятия «общественное мнение», которые уточняют
и дополняют друг друга и подчеркивают сложность изучаемого феномена. Например,
через раскрытие родового понятия «мнение» (И. Кант, Г. Лейбниц,
Д. Юм), которое открывает процесс всякого познания и «может быть
рассматриваемо как предварительное суждение, какого нелегко избежать. Прежде
чем нечто принимать и утверждать, приходится иметь мнение»[28].
Хотя И. Кант специально не рассматривал явление общественного мнения, но
его интересовали, в частности, познавательные возможности мнения-суждения. Он
проводил четкое различие между знанием, верой и мнением как тремя степенями
убеждения познающей личности.
«Какой
из приведенных подходов более точен?» – этим вопросом задавались многие
исследователи. Изучив основные научные позиции, соискатель считает, что такая
постановка вопроса лишена рационального содержания, поскольку все подходы
используются для обозначения феномена, обладающего богатым разнообразием
сущностных сторон, каждая из которых имеет свои основания претендовать на
«самую» сущностную. На наш взгляд, каждый из предлагаемых подходов имеет право
на жизнь, и противостояние между ними относительное.