Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 19

Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Ее своеобразие заключается в том, что общественное мнение практически всегда занимает определенную позицию по заинтересовавшему его вопросу и стремится к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных военно-политических структур и лиц. Иначе говоря, несмотря на то, что реальная власть сосредоточивается «в руках» политических институтов, общественное мнение по вопросам обороны страны обладает способностью вставать над ними и с пристрастием следить за их военно-политической деятельностью. И хотя общественное мнение по вопросам обороны страны, в отличие от государственных органов контроля, не может задействовать административные, правовые или экономические санкции, его контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку оно дает тем или иным фактам, событиям, лицам моральную оценку.

А.В. Герасимов отмечает на этот счет, что если общественное мнение свидетельствует о массовом одобрении военно-политической деятельности правящих кругов, то последние получают общественную санкцию на продолжение этой деятельности. Если же поступает информация о крайне неблагоприятной реакции общественного мнения и возникает серьезная оппозиция проводимому курсу в военной сфере, то это может быть основанием для его пересмотра в целом или внесения отдельных корректив[55]. По сути, речь идет о политическом контроле со стороны общества за военно-политической деятельностью через общественное мнение.

Анализ функций общественного мнения по вопросам обороны страны, их проявлений в военной сфере позволяет отметить следующее:

а) функции общественного мнения по вопросам обороны служат сплочению, консолидации общества и государства, его военной организации в интересах обеспечения военной безопасности страны;

б) все функции взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга, так как действенность каждой из них зависит от степени реализации всех других. Однако каждая функция имеет свои специфические особенности, формы проявления, способы выражения, позволяющие отличить их друг от друга;

в) данные функции общественное мнение по вопросам обороны страны выполняет объективно, без всяких заданий и указаний. Однако полнота их реализации напрямую зависит от уровня зрелости, сформированности общественного мнения по вопросам обороны и того статуса, который оно занимает в обществе, наличия (отсутствия) у органов государственной власти, военного управления, властвующих элит желания и необходимости считаться с ним.

Надо также учитывать, что в различных условиях отдельные функции могут уменьшать и даже прекращать свое действие. В частности, есть смысл говорить о значительном снижении контрольной функции общественного мнения по вопросам обороны страны в угрожаемый период и в военное время. Интересы сдерживания угроз военной безопасности способны определять стратегию поведения власти вопреки общественному мнению. В качестве примера можно привести очень болезненное для общественности решение федеральной власти о проведении операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике в 1994 г. Тогда оно не получило поддержки среди большинства населения России и средств массовой информации, которые осудили военно-силовую акцию. И все-таки власть, несмотря на негативную реакцию общественности, не отменила ранее принятого военно-политического решения и продолжила проведение операции.

Исследуя функции общественного мнения по вопросам обороны страны, представляется обоснованным использовать потенциал концепции Роберта Мертона для определения возможных дисфункциональных проявлений общественного мнения в военной сфере, связанных с использованием современных информационно-коммуникационных средств, в частности Интернета. Напомним, что Р. Мертон поставил под сомнение постулат о сбалансированности, «полном функциональном единстве общества» и указал на необходимость устанавливать «чистый баланс функциональных последствий», поскольку «социальные обычаи или настроения могут быть функциональными для некоторых групп и дисфункциональными для других в одном и том же обществе»[56].