Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 20

Автор полагает, что данный методологический подход вполне применим к изучаемому феномену. Общественное мнение по вопросам обороны страны может быть как функциональным, так и дисфункциональным. В одних случаях оно способствует сплочению народа в его поддержке государства, других политических институтов, составляющих политическую систему. В противоположной ситуации оно настроено резко оппозиционно к власти, не желает диалога и компромиссов, в своей оценочной и поведенческой составляющей всеми силами старается расшатать систему.

В качестве начального шага в направлении установления дисфункциональных последствий общественного мнения мы выдвигаем тезис о том, что с помощью современных информационно-коммуникационных средств общественное мнение активно проявляет и развивает не только свои явные функции, но и дисфункции, которые снижают результаты, ожидаемые формирующими общественное мнение политическими субъектами, а то и могут привести к дисфункциональным последствиям. В частности, такое изначально социально позитивное явление, как общественное мнение в пользу служения Отечеству, благодаря действию множества антиармейских интернет-сайтов может быть подорвано и даже дискредитировано, что в итоге способно увеличить число молодых людей, уклоняющихся от службы в армии. В данном случае результат действия Интернета может быть абсолютно дисфункциональным применительно к интересам тех политических сил, которые проповедуют служение Отечеству как ценность, норму и традицию общественной жизни.

Можно предположить возможные дисфункциональные последствия применительно и к рассмотренным функциям общественного мнения по вопросам обороны страны. Так, для оценочной функции такими последствиями может быть снижение единства оценочных суждений индивидов, социальных групп, общества, обусловленное информационной деятельностью в Сети тех политических сил, которые не заинтересованы в обеспечении военной безопасности государства, укреплении его обороноспособности, а действуют на основе узкоэгоистических пацифистских интересов. В этом смысле оценочная функция общественного мнения по вопросам обороны страны может создавать общий психологический настрой людей на критическое отношение к тем или иным фактам военно-политической действительности и порождать поддержку поведения, основанного на эгоцентрических интересах отдельных лиц или групп.

Дисфункциональные последствия для мобилизационной функции общественного мнения по вопросам обороны страны могут выражаться в нарушении конструктивного диалога власти и общества, снижении активной и продуктивной деятельности части граждан. Этому будут способствовать информационные усилия тех интернет-ресурсов, которые наглядно показывают стремление власти к авторитаризму, пренебрежение интересами общества, коррупцию госаппарата. В таких условиях Интернет поневоле превращается в «слугу двух господ». Институтами государства он используется для мобилизации общественного мнения в поддержку своей деятельности и в то же время настраивает потребителей информации на критическое осмысление конкретных шагов власти, формирует соответствующим образом социальное поведение. Такой подход может порождать подозрительность, социальную пассивность, а порой и неприятие деятельности властных органов, и даже противодействие им.

Для воспитательной функции возможными дисфункциональными последствиями могут быть показ множества частных «систем ценностей», которые претендуют на роль источника и регулятора человеческих поступков, популяризация в Сети образцов девиантного поведения, невыполнения социальными субъектами ценностно-нормативных предписаний, что ведет к инициированию конфликтности в воинских коллективах, снижению социальной мобильности индивидов, групп по противодействию нарушителям установленных в обществе и Вооруженных Силах норм поведения.