Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 10

Многие исследователи, говоря о выборе объектов общественного мнения, особо отмечают их событийно-информационную природу. «Общественный резонанс, отражающийся в общественном мнении в отношении социального явления, ... коррелируется не столько с его социальной значимостью, сколько с интенсивностью информационного потока, касающегося этого явления», – утверждает исследователь С.В. Гришанова[39]. Названное обстоятельство знают и умело используют те, кто инспирирует оценочные высказывания по тому или иному вопросу. Предлагая наличие социально значимого факта, события, явления, те или иные стороны их содержания для обсуждения и высказываний общественности, они не только четко представляют себе круг интересов различных социальных групп, общественных движений, политических партий, но и информационно-коммуникативную природу функционирования и формирования общественного мнения, которое может быть опосредовано определенными информационными усилиями, подталкивающими общественность к оценочным суждениям.

В этой связи невозможно переоценить роль средств массовой информации, Интернета в формировании общественного мнения по вопросам обороны страны. Причем не только в смысле оценивания, но и в выборе объектов для оценки. Целый ряд реалий военной сферы привлекает внимание средств массовой информации, интернет-ресурсов, часто упоминается ими, многократно показывается, что актуализирует внимание общества, социальных групп именно к определенным фактам, событиям, явлениям военной сферы, представителям военной и политической элит, формирует их возможное отражение и оценку в общественном мнении по вопросам обороны страны. Такой подход дает возможность выделить еще одну специфическую черту общественного мнения по вопросам обороны страны – оно во многом является производным от военно-политической информации, которая является своеобразным возбудителем интереса к фактам, событиям, явлениям военной сферы, и тем самым кладет начало процессу формирования общественного мнения относительно этих фактов, событий, явлений.

Роль военно-политической информации значима и в изменении уже сложившегося общественного мнения по вопросам обороны. Она может помочь субъекту избавиться от неверного понимания факта, события, явления, проблемы военно-политической действительности и выработать верное представление о них.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что объект общественного мнения по вопросам обороны страны определяется степенью общественного интереса к фактам, событиям, явлениям военной сферы, их политической актуальностью, а также характером освещения военно-политической проблематики в средствах массовой информации, глобальной информационной сети Интернет.

Говоря о специфике общественного мнения по вопросам обороны страны, стоит особо отметить его влияние на военную политику, процессы принятия военно-политических решений.

Оценочные суждения и различные формы политического поведения граждан, социальных групп, которые они используют для выражения своего общественного мнения по вопросам обороны, буквально пронизаны политикой, «пропитаны» ею. Очень часто они ориентируют, направляют оборонную политику, побуждают руководителей органов государственного и военного управления учитывать общественные позиции при принятии военно-политических решений. Но влияние это неоднозначно.

Как показывает политическая практика, в одних случаях общественное мнение по вопросам обороны страны может быть союзником власти, служить мощным духовным фактором обороны страны, побудителем активности широких слоев населения в выполнении государственных программ и планов развития военной сферы, а в других – оказываться скрытым или открытым противником данного режима власти, препятствующим реализации его инициатив и начинаний в военной сфере. С помощью соответствующих политических и организационных механизмов общественное мнение по вопросам обороны страны может как ускорять, так и тормозить военно-политические процессы.