Общественное мнение по вопросам обороны страны: специфика, функции и дисфункции (Раздел 1 диссертации), страница 15

Стоит отметить, что в ряде научных работ рассмотрение структуры общественного мнения через рациональные, эмоциональные и волевые компоненты ограничивается. На наш взгляд, такой подход неправомерно сужает структуру общественного мнения, которое является достаточно сложным, многокомпонентным образованием. Сказанное означает, что наряду с главенствующей структурой могут выделяться и другие, основанные на иных опорных элементах. По нашему мнению, это нормально и говорит о сложности рассматриваемого явления, необходимости строить процесс его формирования с учетом всех структурных компонентов.

Ряд авторов, опираясь на классические труды Г. Лебона и Г. Тарда[45], совершенно справедливо указывают на такие политико-психологические образования, как политические настроения, политические установки, мотивы, ценностные ориентации и т.п., которые представляют собой важнейшие стимулы политического поведения людей и, по образному выражению Д. Ганчева, образуют «своеобразный психологический сплав»[46] общественного мнения. Как считает соискатель, этот сплав имеет особое значение и в плане психологической детерминации формирования и функционирования общественного мнения по вопросам обороны страны и выражается в наличии таких элементов, как патриотические чувства, боевые традиции, армейские привычки и более детально изучается политической и военной психологией.

Вместе с тем, говоря о структуре общественного мнения, нельзя не отметить тот факт, что отдельные исследователи увлекаются классификацией элементов структуры общественного мнения. К примеру, М.А. Галимова выделяет следующие основания для рассмотрения структуры общественного мнения: по широте распространения в обществе (в зависимости от этого критерия оно может быть местным-локальным, региональным, общим и общечеловеческим); по характеру воздействия на социальные процессы – конструктивным (позитивным), деструктивным (негативным) и нейтральным (созерцательным); по времени действия и длительности существования – устойчивым и постоянным, неустойчивым и временным, а также кратковременным; по содержанию социальных проблем, подвергаемых оценке, оно может иметь экономическую, политическую, социальную или духовную направленность[47]. На наш взгляд, в данном случае речь идет не столько о структуре, сколько о качественных проявлениях отдельных сторон общественного мнения.

Как видим, общественное мнение в целом и общественное мнение по вопросам обороны страны в частности обладает довольно сложной структурой, благодаря которой оно превращается в относительно целостную систему. Ее неповторимое своеобразие состоит в том, что в своем развернутом, развитом состоянии она предстает как органический сплав интеллектуальных начал, эмоциональных переживаний, политико-психологических установок, обусловливающих социальную активность субъекта общественного мнения. Понятно, что указанные структурные элементы необходимо учитывать при формировании общественного мнения по вопросам обороны страны.

Теперь остановимся на функциях (от лат. functic – обязанность, исполнение, роль) общественного мнения по вопросам обороны страны, своего рода социально-политических ролях, значимых на современном этапе общественного развития.

Анализ изученной автором литературы показал, что функциональная проблематика общественного мнения заслужила пристальное внимание исследователей. О функциональном назначении общественного мнения писали Д.П. Гавра, Б.А. Грушин, М.К. Горшков, А.В. Герасимов, В.С. Коробейников, Н.М. Короткова, Р.А. Сафаров, В.К. Падерин, А.Г. Пилипонский и многие другие авторы. Как результат, в науке сложилось несколько подходов к определению функционального предназначения данного феномена. При этом большинство исследователей разделяют тезис о множественности функций общественного мнения, расходясь, однако, в определении их количества и в классификационных схемах.