Раздел 2. Место и роль политических интернет-технологий в
формировании общественного мнения по вопросам обороны страны
Логика дальнейшего научного осмысления заявленной темы предполагает осуществление социально-политологического анализа процесса формирования общественного мнения по вопросам обороны страны. Целесообразность такого подхода продиктована необходимостью показать процессуальный характер формирования общественного мнения по вопросам обороны страны, вскрыть социально-политические характеристики его основных участников. Представляется также важным определить место и роль политических интернет-технологий в формировании общественного мнения по вопросам обороны страны, выделить условия, обеспечивающие эффективность образования оценочных суждений относительно фактов, событий, явлений военной сферы общественной жизни.
Прежде чем рассматривать процесс формирования общественного мнения по вопросам обороны страны обратимся к терминам «формирование общественного мнения» и «политические интернет-технологии».
Само слово «формирование» обычно употребляется для обозначения процесса образования каких-либо явлений, придания им определенной формы, законченности[1].
По мысли В.С. Коробейникова, формирование общественного мнения представляет собой сознательное воздействие на процесс его становления[2]. С точки зрения В.К. Падерина, формирование общественного мнения «включает в себя совокупность разнообразных приемов, методов и средств организации, регулирования общественного мнения, предполагает знание основных закономерностей формирования и механизмов их использования»[3].
Интерес представляет попытка изложить свое видение исследуемой категории, предпринятая в позапрошлом столетии Ф. Гольцендорфом. Этот интерес обусловлен прежде всего тем, что в формировании общественного мнения ученый наряду с субъективным (анализ носителя общественного мнения) и объективным (в отношении чего формируются оценочные суждения) аспектами дальновидно выделил технический аспект[4], подразумевая под ним совокупность средств формирования общественного мнения.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что современные исследователи, рассматривая вопросы формирования общественного мнения, не всегда демонстрируют столь глубокие методологические разработки. К примеру, С.В. Гришанова трактует исследуемый феномен как «коммуникационный процесс, направленный от источника информации (носителя мнений) к адресату»[5]. Как следует из приведенного определения, понятия «источник информации» и «носитель мнения» тождественны. Но, по нашему мнению, ставить между ними знак тождества – значит допускать методологическую ошибку, так как носителем мнения является не кто иной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.