Технологические карты решений проблемных ситуаций
Тема: «Как мальчику достать собаку из колодца и самому туда не спускаться»
Задачи: учить детей выделять противоречие в смоделированной ситуации;
побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречие, ИКР, ресурсы; развивать умение формулировать новую задачу.
Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.
Технологическая карта решения творческой задачи
Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи Мальчик играл с собакой, бросал ей палочку, а она за ней бегала. Рядом был открытый глубокий колодец. Мальчик бросил палочку, и она упала в колодец. Собака прыгнула за ней. - Какая проблема возникла у мальчика? |
- Помогая собаке, он может сам упасть в колодец |
Шаг 2Выделение конкретной задачи - Надо помочь выбраться собаке из колодца, но самому в него не спускаться. Как быть? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3Формулировка противоречия - Если мальчик будет спускаться в колодец то (+) но (-) - Если мальчик не будет спускаться в колодец то (+) но (-) - Соединяем два (+) и формулируем противоречие |
- Спасёт собаку -Сам может упасть в колодец -Сам не упадет в колодец -Не спасёт собаку - Как спасти собаку и самому не спускаться в колодец? |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Спасти собаку не спускаясь в колодец |
-Надо помочь собаке выбраться из колодца, самому туда не спускаясь |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у мальчика? |
- Отпустить в колодец лестницу (объединение с объектами окружения) - Спуститься в колодец по верёвке (объединение с объектами окружения) - Откачать воду из колодца ведром, а потом достать собаку (изменение агрегатного состояния колодца) - Опустить в колодец ведро (объединение с другой системой) - Позвать на помощь взрослых (объединение с другой системой) |
Шаг 6
Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию? - Но вот беда, как только мальчик отпускает ведро в колодец, собака пугается и там прячется. - Сформулируйте новую задачу |
- -К ведру (объединение с другой системой) - Как с помощью ведра помочь собаке выбраться из колодца и не напугать ее |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию? - Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Как мальчику помочь выбраться собаке из колодца, самому туда не спускаясь - Собака сама выбирается из колодца -К ведру (объединение с другой системой) -Как с помощью ведра помочь собаке выбраться из колодца и не напугать ее? |
Тема: «Как слоненку стать розовым и не быть похожим на большого поросенка».
Задачи: учить детей выделять противоречие в проблемной ситуации, побуждать решать проблему. используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении задачи.
Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.