Технологические карты решений проблемных ситуаций

Страницы работы

Содержание работы

Технологические карты решений проблемных ситуаций

Тема: «Как мальчику достать собаку из колодца и самому туда не спускаться»

Задачи: учить детей выделять противоречие в смоделированной ситуации;

побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречие, ИКР, ресурсы; развивать умение формулировать новую задачу.

Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.

Технологическая карта решения творческой задачи

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Мальчик играл с собакой, бросал ей палочку, а она за ней бегала. Рядом был открытый глубокий колодец. Мальчик бросил палочку, и она упала в колодец. Собака прыгнула за ней.

- Какая проблема возникла у мальчика?

- Помогая собаке, он может сам упасть в колодец

Шаг 2Выделение конкретной задачи

- Надо помочь выбраться собаке из колодца, но самому в него не спускаться.

Как быть?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3Формулировка противоречия

- Если мальчик будет спускаться в колодец то (+) но (-)

- Если мальчик не будет  спускаться в колодец                                             то (+)                                                                     но (-)

- Соединяем два (+) и формулируем противоречие

- Спасёт собаку

-Сам может упасть в колодец

-Сам не упадет в колодец

-Не спасёт собаку

- Как спасти собаку и самому не спускаться в колодец?

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Спасти собаку не спускаясь в колодец

-Надо помочь собаке выбраться из колодца, самому туда не спускаясь

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у мальчика?

- Отпустить в колодец лестницу  (объединение с объектами окружения)

- Спуститься в колодец по верёвке (объединение с объектами окружения)

- Откачать воду из колодца ведром, а потом достать собаку (изменение агрегатного состояния колодца)

- Опустить в колодец ведро (объединение с другой системой)

- Позвать на помощь взрослых (объединение с другой системой)

Шаг 6

 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Но вот беда, как только мальчик отпускает ведро в колодец, собака пугается и там  прячется.

- Сформулируйте новую задачу

-

-К ведру (объединение с другой системой)

- Как с помощью ведра помочь собаке выбраться из   колодца и не напугать ее

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявили  претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как мальчику помочь выбраться собаке из колодца, самому туда не спускаясь

- Собака сама выбирается из  колодца

-К ведру (объединение с другой системой)

-Как с помощью ведра помочь собаке выбраться из  колодца и не напугать ее?

Тема: «Как слоненку стать розовым и не быть похожим на большого поросенка».

Задачи: учить детей выделять противоречие  в проблемной ситуации, побуждать решать проблему. используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении задачи.

Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.

Технологическая карта решения творческой задачи

Похожие материалы

Информация о работе