Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 6

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

 Шаг 1 Текст задачи

Жили сестра с  братом  на берегу озера. Сестрица вела домашнее хозяйство, а брат ходил на охоту и строго – настрого наказывал сестре, не купаться в озере после полудня, иначе она превратится в русалку.  Но летние дни были жаркими, сестре очень хотелось освежиться после полудня

- Какая проблема возникла у сестры?

-

Если она искупается после полудня, то превратится в русалку

Шаг 2.Выделение конкретной задачи

- Сестре очень хочется искупаться в озере  после полудня, и не превратиться в  русалку

- Как быть?

Обсуждение задачи детьми

Шаг 3. Формулировка противоречия

- Если девушка будет купаться в озере после полудня,                                  то +)

но (-)

- Если девушка не будет купаться в озере после полудня,                                   то (+)

но (-)

- Соединим два (+) и сформулируем противоречие

-Она искупается в озере после полудня

-Превратится в русалку

- Не превратится в русалку                                                                                                     

- Она не искупается в озере после полудня                                 

- Сестре надо искупаться в озере после  полудня и не превратиться в русалку

Шаг  4. Идеальный конечный результат

- Надо искупаться в озере после полудня и не превратиться в русалку

-Сестра должна искупаться в озере после полудня и не превратиться в русалку

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у сестры?

- Искупаться до полудня (ресурс времени)

- Искупаться в полиэтиленовом пакете (ресурс окружения)

- Купать части тела (подсистема объекта)

- Устроить бассейн в доме и во дворе 

(ресурс пространства)

- Позвать Волшебника «Могутолько», он даст ей эликсир и на неё не подействуют чары озера

(объединение систем)

- Позвать Волшебника «Уменьшения», русалка станет маленькой и сможет искупаться в банке (объединение систем)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Строительство бассейна в доме может занять много времени

- Сформулируйте новую задачу

- К строительству бассейна в доме

(ресурс пространства)

-Как сестре устроить бассейн дома и не затратить много времени

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому ресурсу  мы предъявили претензию?                                     

- Какую новую задачу мы        сформулировали?                                                                                                                                           

- Сестре очень хочется искупаться в озере после полудня, и не превратиться в русалку

- Надо искупаться в озере после полудня и не превратиться в русалку

-К строительству бассейна в доме

(ресурсу пространства)

- Как сестре устроить бассейн дома и не  затратить много времени 

Тема: «Как проехать в пустыне  по шоссе, не сбить кенгуру и самому не пострадать?»

Задачи: учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации; упражнять в умении формулировать противоречие4 учить решать проблему с помощью ресурсов объектов и их окружения; развивать умение формулировать новую задачу.

Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий.

Технологическая карта решения творческой задачи