Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи Хозяин каждый день ходит выгуливать свою собаку. Но каждый раз при виде кошки собака убегает за ней. - Какая может быть проблема у хозяина собаки? |
- На прогулке собака может убежать за кошкой |
Шаг 2 Выделение конкретной задачи - Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не убежала за кошкой - Как это сделать? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3 Формулировка противоречия - Если хозяин пойдёт выгуливать собаку, то(+) но (-) - Если хозяин не пойдет выгуливать собаку, то (+) но (-) - Соединим два (+) и сформулируем противоречие |
-Хозяин выгуляет собаку -Собака убежит за кошкой -Собака не убежит за кошкой -Хозяин не выгуляет собаку - Как хозяину выгуливать собаку и чтобы та не убежала за кошкой |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Надо выгулять собаку и чтобы она не убежала за кошкой |
-Выгулять хозяину собаку и чтобы она не убежала за кошкой |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружения - Какие ресурсы есть у хозяина? |
- Держать собаку на длинном поводке - Кидать палку, отвлекая от кошки - Подружить собаку и кошку (объединение с другой системой) - Увести гулять на площадку, где нет кошек - Чтобы собака гуляла на специальной площадке (ресурсы пространства) - Дрессировать собаку, чтобы слушалась команды (свои ресурсы и время) |
Шаг 6 Предъявление претензий к объекту (ресурсы) и формулировка следующей задачи) - Кому предъявляем претензию? - Как только собака начинала вилять хвостом при виде кошки, та хватала собаку за хвост - Сформулируем новую задачу |
- К кошке - Как собаке виляя хвостом, сидеть рядом с кошкой, и чтобы она его не хватала? |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу мы решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию? -Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не побежала за кошкой - Собака не обращает внимания на кошек -К кошке (объединение с другой системой) -Как собаке сидеть рядом с кошкой, виляя хвостом, и чтобы она его не хватала |
Задачи: учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы.
Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.