Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 9

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Хозяин каждый день ходит выгуливать свою собаку. Но каждый раз при виде кошки собака убегает за ней.

- Какая может быть проблема у хозяина собаки?

- На прогулке собака может убежать за  кошкой

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

- Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не убежала за кошкой

- Как это сделать?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3 Формулировка противоречия

- Если хозяин пойдёт выгуливать собаку, то(+)

но (-)

- Если хозяин не пойдет выгуливать собаку, то (+)

но (-)

- Соединим два (+) и сформулируем противоречие

-Хозяин выгуляет собаку

-Собака убежит за кошкой

-Собака не убежит за кошкой

-Хозяин не выгуляет собаку

- Как хозяину выгуливать собаку и чтобы та не убежала за кошкой

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо выгулять собаку и чтобы она не убежала за  кошкой

-Выгулять хозяину собаку и чтобы она не  убежала за  кошкой

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружения

- Какие ресурсы есть у хозяина?

- Держать собаку на длинном поводке

- Кидать палку, отвлекая от кошки

- Подружить собаку и кошку

(объединение с другой системой)

- Увести гулять на площадку, где нет кошек

- Чтобы собака гуляла на специальной площадке (ресурсы пространства)

- Дрессировать собаку, чтобы слушалась команды (свои ресурсы и время)

Шаг 6 Предъявление претензий к объекту (ресурсы) и формулировка следующей задачи)

- Кому предъявляем претензию?

- Как только собака начинала вилять хвостом при виде кошки, та хватала собаку за хвост

- Сформулируем новую задачу

- К кошке

- Как собаке виляя хвостом, сидеть рядом с кошкой, и чтобы она его не хватала?

Шаг 7  Рефлексия

- Какую задачу мы решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию?

-Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как хозяину выгулять собаку и чтобы та  не побежала за кошкой

- Собака не обращает внимания на кошек

-К кошке (объединение с другой системой)

-Как собаке сидеть рядом с кошкой, виляя  хвостом, и чтобы она его не хватала

Тема: «Как осветить комнату, не пользуясь огнем»

Задачи: учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы.

Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий

Технологическая карта решения творческой задачи