Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 14

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Буратино с Мальвиной убегали от Карабаса Барабаса. Мальвина ветко зацепилась за бусы и они рассыпались в густой траве

- Какая проблема возникла у Мальвины?

-Если она станет собирать бусы Карабас Барабас догонит ее

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

- Как Мальвине собрать бусы и чтобы  Карабас Барабас ее не догнал

- Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3 Формулировка противоречия

- Если Мальвина будет собирать бусы,     то (+)

                                                               но (-)

- Если Мальвина не будет собирать бусы, то (+)

но (-)

-Соединим два (+) и сформулируем противоречие

-Она их соберет

- Карабас Барабас догонит ее

- Карабас Барабас не догонит её

-Не соберет бусы

- Мальвине надо собрать бусы и  чтобы Карабас Барабас не догнал ее

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо собрать бусы и чтобы Карабас Барабас не догнал

- Мальвине надо собрать бусы и чтобы Карабас Барабас не догнал

Шаг 5 Решение задач с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у Мальвины?

- Попросить Буратино собрать бусы,     а самой убежать

- Сделать петлю, чтобы  нога

Карабаса Барабаса попала в нее и  он не смог дальше бежать (объединение с другой системой)

- Договориться с Карабасом

Барабасом о том, что они уходят, чтобы создать собственный театр

- Подождать когда трава высохнет (ресурсы времени)

- В бусах и на веревочке есть маленькие магниты и они сами   собираются (прием наоборот)

Шаг 6 Предъявление претензий к ресурсу и формулировка следующей задачи

- К какому объекту, (ресурсу) мы предъявили претензию?

- Но вот беда, как только нога Карабаса Барабаса   попадает в петлю она рвется

- Сформулируйте новую задачу

-К петле (объединению с другой системой)

- Как у Карабаса Барабаса поймать  ногу в петлю и чтобы она не порвалась

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

-Какое решение наиболее идеальное?

-К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

-Как Мальвине собрать бусы и чтобы  Карабас   Барабас ее не догнал

-Мальвине надо собрать бусы и   чтобы Карабас Барабас ее не догнал

- К петле (объединению с другой   системой)

- Как у Карабаса Барабаса поймать    ногу в петлю и чтобы она не    порвалась

Тема: «Как женщинам перевезти в лодке купленный товар

и чтобы она не перевернулась»

Задачи: учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение; учить находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств; формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебной задачи

Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий

Технологическая карта решения творческой задачи