Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 3

Обобщение, которое делает

воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1  Текст задачи

У бабушки в деревне выросло много картошки. Пора копать. Бабушка старенькая, у нее больная спина.

Какая проблема может быть у бабушки?

-Надо выкопать картошку и чтобы спина еще больше не разболелась

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

Надо выкопать картошку и чтобы спина у бабушки еще больше не разболелась

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3 Формулировка противоречия

- Если бабушка будет копать картошку,               то «+»

но «-»

- Если она не будет копать картошку,                  то «+»

но «-»

- Она выкопает картошку

-У нее еще больше заболит спина

-У нее не разболится спина

-Она не выкопает картошку

Шаг 4   ИКР

- Выкопать картошку и чтобы еще больше не разболелась спина

Чтобы родственники снабжали ее картошкой

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

Какие ресурсы есть у бабушки?

-Позвать на помощь соседей (ресурс окружения)

- Заказать трактор(объединение с другой системой)

- Подлечить спину, а потом выкопать

(ресурс времени)

- Покупать картошку в магазине

(ресурс пространства)

Шаг 6  Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи.

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию?

- Но вот беда, как только тракторист приезжает копать у бабушки картошку, трактор ломается

- формулируем новую задачу

-К трактору

(объединение с другой системой)

- Как трактористу выкопать картошку и  чтобы трактор не ломался?

7 Шаг. Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту предъявили претензию?

- Но вот беда, как только трактор начинает копать картошку, он ломается

- Какую новую задачу сформулирова ли?

-Как бабушке выкопать картошку и чтобы спина у бабушки еще больше не разболелась?

- Чтобы родственники снабжали бабушку картошкой

- К трактору

(объединение с другой системой)

- Как трактористу выкопать картошку и чтобы трактор не ломался

Тема: «Как мальчику выйти из замка,  и не отдавать злому колдуну золотое сердечко».

Задачи: учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации; упражнять в умении формулировать противоречие; учить решать проблему с помощью ресурсов объектов и их окружения; развивать умение формулировать новую задачу.

Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.

Технологическая карта решения творческой задачи