Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 5

Технологическая карта решения творческой задачи

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Маму пригласили на день рождения. Она купила новые туфли.

Какая проблема возникнет у мамы?

-Она натрет ноги

Шаг 2Выделение конкретной задачи

- Надо сходить на день рождения в новых туфлях, и не натереть ноги  

- Как быть?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3Формулировка противоречия

- Если мама наденет туфли                     то (+) но (-)

- Если мама не наденет туфли                то (+) но (-)

Давайте соединим два (+) и сформулируем противоречие

-Она пойдет на день рождения в новых туфлях

- Натрет ноги

-Не натрет ноги

-Не пойдет на день рождения в новых туфлях

- Как сходить на день рождения в новых  туфлях и не натереть ноги?

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо сходить в новых туфлях и чтобы они не  натерли ноги

- Сходить на день рождения в новых туфлях, и не натереть ноги

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у мамы?

-Натереть туфли специальным кремом (объединение с другой системой)

- Надеть капроновые колготки

(ресурс окружения)

- Побить молотком задники туфель, чтобы они стали мягкими (микроуровень)

- Взять новые туфли с собой, а пойти в старых (пространство)

- Внутрь туфель положить мягкие тряпочки (подсистема)

Шаг 6 Предъявление претензии к ресурсу и формулировка следующей задачи

- Выбираем лучшее решение

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию                               

- Но вот беда, задники туфель побитые молотком расплющиваются

- Сформулируйте новую задачу

-

-Сами туфли не стирают ноги

- К тому, чтобы побить молотком задники туфель, чтобы они стали мягкие   (микроуровень)

- Как побить молотком задники туфель, чтобы они стали мягче, но при этом задники туфель не расплющились

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию?

-Какую новую задачу мы сформулировали?

-Как маме сходить на день рождения в новых туфлях, и не натереть ноги

- Сами туфли не стирают ноги  (Микроуровень)

- побить молотком задники туфель, чтобы они стали мягкие  

- Как побить молотком задники туфель, но при этом задники туфель не расплющились.

Тема: «Как  девушке искупаться в озере после полудня и не стать Русалкой»

Задачи: учить детей выделять проблему; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы;  выделять ключевую проблему, вырабатывать умение формулировать новую проблему.

Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.

Технологическая карта решения творческой задачи