Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 23

Организация

Содержание

Дети входят в зал

Показываю карточку имени признака – количество.

Показываю карточку имени признак  - цвет.

Показываю карточку имени признака – температура.

Дети садятся на стульчики.

Достаю дидактические мячи противоположностей.

Организация игры со зрителями «Скажи наоборот»

Дети по одному выходят к пособию по решению противоречий и называют приём, показывая при этом карточку.

На доске делаю чертёж

Дети «обходят лужу»

Дети «носят доски и ветки»

Дети идут осторожно, на носочках.

Рефлексия

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня в детском саду  гостей. Давайте с ними попрощаемся.

-До свидания! (до свидания)

-Я сейчас права была? Почему? (когда приходят гости нужно здороваться)

-Молодец! Тогда поздоровайтесь.

-Здравствуйте!

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Где прячутся противоположности». Расскажите правила этой игры (нужно выбрать объект и найти в нем противоположности. Противоположности нужно искать в одном объекте).

-Правильно. В объектах живут противоположные признаки. Вам нужно их найти.

-Какое имя признака обозначает эта карточка?

(количество).

-Найдите противоположность по количеству (люстра одна, а камней много).

-Какое это имя признака? (цвет).

-Найдите противоположность по цвету (сама доска темная, а ножки светлые).

-Какое это имя признака? (температура).

-Найдите противоположность по температуре (стенка в низу холодная, а вверху теплая; сама люстра холодная, а рожок внутри теплый).

-В какую игру мы сейчас играли? («Где прячутся противоположности»).

-Спасибо, присаживайтесь на стульчики.

-Ребята, скажите, сколько детей у нас в группе? (много).

-А что хорошего для вас в том, что в группу приходит много детей (нам весело, мы занимаемся, играем).

-А что плохого в том, что в группу ходит так много детей? (нужно много игрушек, много еды)

-Представьте, что завтра в наш детский сад придет только один ребенок. Что в этом хорошего для вас? (он сможет играть той игрушкой, какой захочет; не будет шума).

-А что в этом плохого? (ему будет скучно, не с кем будет играть, гулять).

-А если в детский сад придет миллион детей, что в этом плохого? (нужно много еды, воспитателей, садик должен быть еще больше, чтобы всем хватило место).

-Ребята, много плохо, один тоже плохо, а как тогда хорошо? (когда в меру, когда серединка: не много и не мало).

-В какие игры вы любите играть?

-А вам нравиться играть с мячом?

-Ребята, посмотрите, я приготовила мячи противоположности. Для чего они нам нужны?

(для игры: «Скажи наоборот»).

-Напомните, красный мяч – это мяч какой противоположности ? (что?)

-зелёный? (какой?)

-синий? (что делать?)

-разноцветный мяч, какой противоположности? (как?)

-Давайте поиграем с гостями в эту игру.

-Возьмите, ребята мячи по желанию, а остальные подойдите ко мне, если понадобится, то мы с вами будем помогать гостям, отвечать на вопросы.

-всем спасибо! В какую игру вы сейчас играли с гостями? («Скажи наоборот»)

-Присаживайтесь на стульчики.

-Ребята, противоположности прячутся ещё и в проблемных ситуациях. Мы с вами умеем их решать. А кто нам в этом помогает? (осьминог)

-Что обозначают значки на их щупальцах? (во времени, в пространстве, наоборот, часть, микроуровень, объединение, модель).

-Послушайте проблему, которая возникла у детей в одном детском саду:

«Дети гуляли на участке детского сада. Во время прогулки прошёл сильный дождь, который они переждали в беседке. Возвращаясь в детский сад, они увидели, что перед дверями образовалась большая лужа. Как детям пройти в детский сад, не намочив при этом ноги? (выслушиваются ответы детей и поощряются без оценки)

-Давайте вспомним в чём проблема то? (дети не могут попасть в детский сад)

-Что мы имеем? (лужу)

-Чего хотят дети? (попасть в детский сад)

-Что им мешает? (вода в луже)

-Какие решения вы можете предложить?

(можно обойти сад с другой стороны и войти в другую дверь)

-Какой это приём? Иди, Рита, покажи карточку. (в пространстве). Ребята, покажите а как вы это сделали бы.

(Можно найти доски, веточки, положить их в лужу, чтобы пройти по ним)

-Какой это приём? Покажи, Данияр, карточку. (объединение)

-Как вы понесёте доски, веточки, покажите.

(Сделать ручеёк и вода сама уйдёт).

-С помощью какого приёма вы предложили решение? (наоборот)

-Иди, Злата, покажи карточку.

(Вернуться на участок и подождать когда высохнет лужа)

-Какой это приём? (время)

-Алиса, покажи нам эту карточку.

(Пройти по краю лужи, там, где мелко) .

-А это какой приём? (часть)

-Вика, покажи карточку, которой обозначается этот приём.

Покажите, как им нужно идти по краю лужи, чтобы не замочить ноги.

(сделать из песка песочную дорожку и по ней быстро пройти).

-Какой это приём? Софья, покажи карточку (микроуровень)

-Ребята, а какой способ самый лучший: дёшево и быстро по времени? (сделать ручеёк, чтобы вода сама ушла)

-Какой это приём? (наоборот)

-Вы просто молодцы, но возникла новая проблема:  над крыльцом, где расположена дверь сверху находится навес. Снег тает и с него сильно капает вода. Как детям пройти под этим навесом и не промокнуть?

-Какие решения вы можете предложить?

(подняться на этот навес и сбросить снег лопатой вниз. Сделать всем детям хорошо. Тогда никто не намокнет и спокойно войдёт в садик. Надеть сапоги и куртки с капюшонами. Прикрыть ветками голову сверху. Войти в другую дверь)

-А другой двери нет, её закрыли пожарники.

(Найти большую куртку и растянуть её над головой; посмотреть, где меньше капает и быстро пробежать по одному человеку; купить в магазине зонт)

-А какой приём на ваш взгляд, самый лучший: дёшево и коротко по времени?

-Молодцы! Похлопайте себе в ладоши.

-Злата, по каким признакам вы находили противоположности? (по цвету, по температуре, по цвету)

-Спасибо, мне было приятно с тобой работать!

-Максим, в какую игру вы играли с гостями? («Скажи наоборот»)

-Спасибо1Мне было приятно с тобой сотрудничать.

-Вика, какую проблемную ситуацию мы решали вначале? Какая проблема возникла у детей после?

-Спасибо, ты очень хорошо работала на занятии.

-Рита, с помощью какого приёма тебе нравится решать проблемы?

-Спасибо, мне приятно с тобой работать.

-Софья, какие проблемные ситуации мы решали в группе?

-Спасибо, ты молодец.

-Ребята, а зачем нужно учиться решать проблемные ситуации, как вы думаете?

-Всем спасибо, мне было приятно с вами заниматься.