Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 4

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Мальчик отправился в Волшебную страну. В руке он держал золотое сердечко, с которым родители не разрешали ему никогда расставаться. Он долго шёл, устал и зашёл в замок. В замке жил старый, злой колдун, который ни кого из него не выпускал. Злой колдун согласился отпустить, если он отдаст ему золотое сердечко.

- Какая проблема возникла у мальчика?

- Если он не отдаст золотое сердечко, то никогда не сможет выйти из замка колдуна

Шаг 2Выделение конкретной задачи

- Мальчику надо выйти из замка, чтобы вернуться домой, но не нельзя отдавать злому колдуну золотое сердечко.

Как быть?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3Формулировка противоречия

- Если мальчик отдаст золотое сердечко колдуну                                              то (+)

но  (-)

- Если мальчик не отдаст золотое сердечко колдуну,                                              то (+)

но (-)

- Соединяем два (+), формулируем противоречие

-Он выйдет из замка

-У него не будет золотого сердечка

-Он не отдаст золотое сердечко

-Он не выйдет из замка

- Как мальчику выйти из замка злого колдуна и не отдать золотое сердечко?

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Выйти из замка злого колдуна, не отдавая    золотого сердечка

-Мальчику надо выйти из замка злого колдуна, и  не отдать ему золотого сердечка

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у мальчика?

- Разделить сердечко на части и отдать (ресурсы самого объекта)

- Сделать модель сердечка и отдать его как настоящий (выточить из камня и покрасить в золотой цвет – ресурсы окружения)

-  Пообещать колдуну отдать сердечко, как только он выйдет из замка, а самому ускакать на лошади

(ресурсы пространства)

- Попросить мышку (птичку, змейку) забрать золотое сердечко у колдуна, как только мальчик выйдет из замка (ресурс окружения)

- Договориться с колдуном, что он даст золотое сердечко на время, а колдун ему вернет за другие  богатства (ресурс времени)

- Сделать золотое сердечко из кусочков льда  (агрегатное состояние)

- Сообщить колдуну о том, что золотое сердечко  портит здоровье хозяину, поэтому колдун сан не захотел его брать (прием наоборот)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию                                

- Но вот беда, как только мышка хочет ускользнуть с золотым сердечком, она не  находит выхода из замка

- Сформулируйте новую задачу

- К мышке (ресурс окружения)

- Как мышке выбраться с золотым сердечком из замка, не зная дороги?

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту  мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Мальчику надо выйти из замка, чтобы вернуться домой, но не нельзя отдавать злому колдуну золотое сердечко.

- Колдун отказывается взять золотое сердечко

- К мышке (ресурсу окружения)

- Как выбраться мышке из замка с золотым сердечком если она не знает дороги?

Тема: «Как сходить на день рожденье в новых туфлях, и не натереть ноги»

Задачи: учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы.

Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.