Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи Мальчик отправился в Волшебную страну. В руке он держал золотое сердечко, с которым родители не разрешали ему никогда расставаться. Он долго шёл, устал и зашёл в замок. В замке жил старый, злой колдун, который ни кого из него не выпускал. Злой колдун согласился отпустить, если он отдаст ему золотое сердечко. - Какая проблема возникла у мальчика? |
- Если он не отдаст золотое сердечко, то никогда не сможет выйти из замка колдуна |
Шаг 2Выделение конкретной задачи - Мальчику надо выйти из замка, чтобы вернуться домой, но не нельзя отдавать злому колдуну золотое сердечко. Как быть? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3Формулировка противоречия - Если мальчик отдаст золотое сердечко колдуну то (+) но (-) - Если мальчик не отдаст золотое сердечко колдуну, то (+) но (-) - Соединяем два (+), формулируем противоречие |
-Он выйдет из замка -У него не будет золотого сердечка -Он не отдаст золотое сердечко -Он не выйдет из замка - Как мальчику выйти из замка злого колдуна и не отдать золотое сердечко? |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Выйти из замка злого колдуна, не отдавая золотого сердечка |
-Мальчику надо выйти из замка злого колдуна, и не отдать ему золотого сердечка |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у мальчика? |
- Разделить сердечко на части и отдать (ресурсы самого объекта) - Сделать модель сердечка и отдать его как настоящий (выточить из камня и покрасить в золотой цвет – ресурсы окружения) - Пообещать колдуну отдать сердечко, как только он выйдет из замка, а самому ускакать на лошади (ресурсы пространства) - Попросить мышку (птичку, змейку) забрать золотое сердечко у колдуна, как только мальчик выйдет из замка (ресурс окружения) - Договориться с колдуном, что он даст золотое сердечко на время, а колдун ему вернет за другие богатства (ресурс времени) - Сделать золотое сердечко из кусочков льда (агрегатное состояние) - Сообщить колдуну о том, что золотое сердечко портит здоровье хозяину, поэтому колдун сан не захотел его брать (прием наоборот) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию - Но вот беда, как только мышка хочет ускользнуть с золотым сердечком, она не находит выхода из замка - Сформулируйте новую задачу |
- К мышке (ресурс окружения) - Как мышке выбраться с золотым сердечком из замка, не зная дороги? |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту мы предъявили претензию? - Какую новую задачу мы сформулировали?
|
- Мальчику надо выйти из замка, чтобы вернуться домой, но не нельзя отдавать злому колдуну золотое сердечко. - Колдун отказывается взять золотое сердечко - К мышке (ресурсу окружения) - Как выбраться мышке из замка с золотым сердечком если она не знает дороги? |
Тема: «Как сходить на день рожденье в новых туфлях, и не натереть ноги»
Задачи: учить детей видеть конкретную задачу в предложенной проблемной ситуации; побуждать решать проблему, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы.
Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.