Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 21

. Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1  Текст задачи

Дети пошли в поход. Они взяли с собой котелок, продукты, а ложки забыли

- Какая проблема возникла у детей?

-Если будут есть без ложек горячую пищу, обожгут руки

Шаг 2       Выделение конкретной задачи

- Как детям поесть в походе без ложек, чтобы быть сытыми и не обжечь руки

- Как быть?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3  Формулировка противоречия

- Если дети поедят без ложек,         то (+)

но (-)

- Если дети не будут есть без ложек,  то (+)

но (-)

- Складываем  два (+), формулируем противоречие

-Поедят и будут сытые

-

-Обожгут руки

-Не обожгут руки

- Не будут сытые

- Как в походе поесть горячую пищу без ложек и не обжечь руки

Шаг 4  Идеальный конечный результат

- Надо поесть без ложек горячую пищу, чтобы быть сытыми и не обжечь руки

-Детям надо поесть без ложек горячую  пищу, чтобы быть сытыми и не обжечь   руки

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у детей?

- Сделать ложку из крепкого листа растения

- Поесть палочками, щепочками 

(ресурсы окружения)

- Они могут сварить густую еду   

- Сварить жидкий суп-пюре и пить его из  кружек     (изменение агрегатного состояния)

- Пусть один человек сходит за ложками (ресурс времени)

- Питаться в походе фруктами и овощами

- Питаться в походе бутербродами с колбасой

(объединение с другой системой)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию                               

- Но вот беда, как только туристы выкладывают бутерброды чтобы поесть, на   запах сбегаются муравьи и начинают их кусать

- Сформулируйте новую задачу

- К детям, которые останутся и будут есть  бутерброды

-Как детям достать бутерброды чтобы   поесть и муравьи их не кусали?

Шаг 7   Рефлексия

- Какую задачу решали?

-Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту  мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как детям поесть в походе без ложек, чтобы быть сытыми и не обжечь руки

- Надо поесть без ложек горячую пищу, чтобы быть сытыми и не обжечь руки

- К детям, которые останутся и будут есть бутерброды

- Как детям достать бутерброды чтобы  поесть и муравьи их не кусали?

Тема: «Большое Космическое путешествие».

Задачи: продолжать учить детей различать проблему и трудности; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.

Оборудование: два листа бумаги формата А-4; фломастеры, доска, мел.

Технологическая карта решения творческой задачи