Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 25

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Водоплавающие птицы бакланы хорошо ловят рыбу и сразу её не глотают, а держат в мешке под клювом. Китайский рыбак решил добыть рыбу с помощью бакланов.

- Какая проблема возникла у рыбака?

-Как только рыбак хочет достать рыбу из мешка баклана, он ее проглатывает

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

- Как рыбаку достать из мешка баклана рыбу и чтобы он ее не проглотил?

- Что делать?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3 Формулировка противоречия

- Если рыбак будет доставать рыбу из мешка баклана,                               то (+)                            но (-)

- Если рыбак не будет добывать рыбу из мешка баклана,                                то (+)

но (-)

- Если мы соединим два (+), то  сформулируем противоречие?

-Рыбак добудет рыбу

-Баклан ее проглотит

- Баклан ее не проглотит

- Рыбак не добудет рыбу

- Рыбаку надо добыть рыбу из мешка баклана и чтобы он ее не проглотил

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Добыть рыбу из мешка баклана и чтобы он  ее не проглотил

- Бакланы сами приносят рыбаку часть добычи

Шаг 5  Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у рыбака?

- Накормить птиц до рыбалки

(ресурс времени)

- Перевязать шарфиком горло баклану

- Надеть на шею баклана маленькую, легкую сеть

(объединение с другой системой)

- Добывать рыбу у стаи бакланов

(ресурсы пространства)

Шаг 6 Предъявление претензии к ресурсу и формулирование следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Как только баклану не горло завязывают шарфик, рыба выскальзывает из его мешка

- Сформулируйте новую задачу

-К шарфику

(объединение с другой системой)

-Как перевязать горло баклану шарфиком и     чтобы рыбу не ускользнула в воду?

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

-Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу можем сформулировать?

- Как рыбаку достать из мешка баклана рыбу и чтобы он ее не проглотил?

- Бакланы сами приносят рыбаку часть добычи

- К шарфику

(объединение с другой системой)

- Как перевязать горло баклану шарфиком и    чтобы рыба не ускользнула в воду?

Тема: «Как маме угостить бабушку пирожками и чтобы Красная Шапочка не пострадала»

Задачи: помочь детям усвоить способы  разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель, часть);учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средства, формировать навык сотрудничества друг с другом.

Оборудование: пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел.

Технологическая карта решения творческой задачи