Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
1 Шаг Текст задачи Жила-была зебра. Она очень любила отдыхать лежа на пляже, но от солнечного света у нее пропадали полоски. - Какие проблемы могут возникнуть у зебры? |
-Отдыхая на пляже под солнцем, зебра может остаться без полосок |
2 Шаг Выделение конкретной задачи - Зебре надо отдохнуть лежа на пляже и сохранить свои полоски - Как быть? |
Обсуждение детьми текста задачи |
3 Шаг Формулировка противоречия - Если зебра будет на пляже под солнцем то (+) но (-) - Если зебра не будет на пляже под солнцем, то (+) но (-) - Соединяем два (+), формулируем противоречие |
- Она будет отдыхать -У неё пропадут полоски -У нее останутся полоски -Она не будет отдыхать - Как зебре отдохнуть на пляже и чтобы у нее не пропали полоски |
4 Шаг Идеальный конечный результат - Надо лежать на пляже под солнцем, и чтобы полоски не пропали |
-Зебре надо отдохнуть на пляже и чтобы полоски не пропали |
5 Шаг Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у зебры? |
-Намазать кремом от загара черные полоски - Лежать под прозрачным тентом, который отражает солнечные лучи - Закрыть черные полоски белой тканью (объединение с другой системой) - Слегка припорошиться песком (ресурсы окружения) - Отдыхать на пляже после полудня, когда солнце не опасно (ресурс времени) |
6 Шаг Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию? - Но вот беда, крем жирный, липкий, к нему будет прилипать песок - Сформулируем новую задачу |
-К крему (объединение с другой системой) -Как зебре полежать на пляже, с намазанными кремом черными полосками, и чтобы к ним не прилипал песок |
7 Шаг Рефлексия - Какую задачу мы решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту предъявили претензию? - Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Как зебре отдохнуть лежа на пляже и сохранить свои полоски - Полоски на зебре сами отражают солнечные лучи - К крему (объединение с другой системой) - Как зебре полежать на пляже, с намазанными кремом черными полосками, и чтобы к ним не прилипал песок |
Тема: «Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не убежала за кошкой»
Задачи: учить детей выделять проблему; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.
Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.