Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 8

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания  детей

1 Шаг Текст задачи

Жила-была зебра. Она очень любила отдыхать лежа на пляже, но от солнечного света у нее пропадали полоски.

- Какие  проблемы могут возникнуть у зебры?

-Отдыхая на пляже под солнцем, зебра может  остаться без полосок

2 Шаг Выделение конкретной задачи

- Зебре надо отдохнуть лежа на пляже и сохранить свои полоски

- Как быть?

Обсуждение детьми текста задачи

3 Шаг Формулировка противоречия

- Если зебра будет на пляже под солнцем                                                     то (+)

но (-)

- Если зебра не будет на пляже под солнцем, то (+)

но (-)

- Соединяем два (+), формулируем противоречие

- Она будет отдыхать

-У неё пропадут полоски

-У нее останутся полоски

-Она не будет отдыхать

- Как зебре отдохнуть на пляже и чтобы у нее не пропали полоски

4 Шаг   Идеальный конечный результат

- Надо лежать на пляже под солнцем, и чтобы полоски не пропали

-Зебре надо отдохнуть на пляже и чтобы полоски не пропали

5 Шаг Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у зебры?

-Намазать кремом от загара черные полоски

- Лежать под прозрачным тентом, который отражает солнечные лучи

- Закрыть черные полоски белой тканью

(объединение с другой системой)

- Слегка припорошиться песком

(ресурсы окружения)

- Отдыхать на пляже после полудня, когда  солнце не опасно (ресурс времени)

6 Шаг Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию?

- Но вот беда, крем жирный, липкий, к нему будет прилипать песок

- Сформулируем новую задачу

-К крему (объединение с другой системой)

-Как зебре полежать на пляже, с намазанными кремом черными полосками, и чтобы к ним не прилипал песок

7 Шаг  Рефлексия

- Какую задачу мы решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как зебре отдохнуть лежа на пляже и сохранить свои полоски

- Полоски на зебре сами отражают солнечные  лучи

- К крему (объединение с другой системой)

- Как зебре полежать на пляже, с намазанными кремом черными полосками, и чтобы к ним не прилипал песок

Тема: «Как хозяину выгулять собаку и чтобы та не убежала за кошкой»

Задачи: учить детей выделять проблему; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.

Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий

Технологическая карта решения творческой задачи