Воспитатель |
Дети |
Шаг 1 Текст задачи Мама у Красной Шапочки напекла пирожков и хотела ими угостить бабушку в соседней деревне, но знала, что Красная Шапочка может пострадать - Какая проблема может быть у мамы? |
- Если она отправит с пирожками дочку, то Красная Шапочка может пострадать |
Шаг 2Выделение конкретной задачи - Мама должна угостить бабушку пирожками и сохранить свою дочку. - Как ей это сделать? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3Формулировка противоречия - Если мама пошлет Красную Шапочку с пирожками к бабушке то (+) но (-) - Если мама не пошлет Красную Шапочку с пирожками к бабушке то (+) но (-) - Соединяем два (+)формулируем противоречие |
- Мама угостит бабушка пирожками -Красная Шапочка может пострадать -Красная Шапочка не пострадать -Мама не угостит бабушку пирожками - Как маме угостить бабушку пирожками и чтобы Красная шапочка не пострадала |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Бабушка угощается и при этом Красная Шапочка не страдает |
- Бабушка угощается пирожками и при этом Красная Шапочка не страдает |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у мамы? |
- Пойти Красной Шапочке к бабушке с большой собакой (объединение с другой системой) - Пойти Красной Шапочке к бабушке в полдень, когда волк спит (ресурсы времени) - Пойти Красной Шапочке по полю вокруг леса (пространство) - Дать Красной Шапочке большую корзину с пирогами, чтобы накормить волка (подсистема) - Бабушке самой придти в гости на пирожки (наоборот) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию? - Но вот беда у бабушки больные ноги и некому ей помочь - Сформулируйте новую задачу |
- К бабушке (наоборот) - Как бабушке самой придти на пироги с больными ногами, когда ей некому помочь |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу решали? - -Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту мы предъявили претензию? - Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Как маме угостить бабушку пирожками, но чтобы Красная Шапочка не пострадала - Бабушка угощается пирожками и при этом Красная Шапочка не страдает - К бабушке (наоборот) - Как бабушке самой придти на пироги с больными ногами, когда ей некому помочь |
Тема: «Как бабушке поливать цветы в засушливое лето и чтобы вода из колодца не убывала»
Задачи: учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований;
формировать коммуникативные качества.
Оборудование: пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел.
Технологическая карта решения творческой задачи
Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи У Бабушки в саду было много цветов. Лето выдалось засушливое. В колодце осталась вода только на еду - Какие проблемы могут быть у бабушки? |
- Если бабушка будет поливать цветы колодезной водой она будет исчезать |
Шаг 2Выделение конкретной задачи - Как бабушке поливать цветы, чтобы они не засохли, и чтобы вода в колодце не убывала |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3Формулировка противоречия - Если бабушка будет поливать цветы из колодца, то (+) но (-) - Если бабушка не будет поливать цветы из колодца, то (+) но (-) - Соединяем два (+) и сформулируем противоречие |
-Она польет цветы -Вода из колодца будет убывать -Вода из колодца не будет убывать -Она не польет цветы - Как бабушке поливать цветы и чтобы вода из колодца не убывала |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Надо полить цветы и чтобы вода в колодце не убывала |
- Бабушке надо полить цветы и чтобы вода в колодце не убывала |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у бабушки? |
- Поливать цветы использованной водой - Собирать росу и поливать цветы (ресурс окружения) - Подождать дождя (ресурс времени) - Купить воду для еды в магазине (объединение с другой системой) - Привозить воду с реки (ресурсы пространства) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию? - Но вот беда, как только бабушка подходит к магазину он закрывается на учёт - Сформулируйте новую задачу |
-К объединению с другой системой (покупать воду для еды в магазине) - Как бабушке покупать воду для еды в магазине и чтобы он не закрывался на учет |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию? - Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Как бабушке поливать цветы, чтобы они не засохли, и чтобы вода в колодце не убывала - Надо полить цветы и чтобы вода в колодце не убывала - К объединению с другой системой (покупать воду для еды в магазине) - Как бабушке покупать воду для еды в магазине и чтобы он не закрывался на учет |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.