Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи В Австралийской пустыне проложено шоссе, по которому едут машины. Около дороги растёт высокая трава и кусты. Кенгуру часто переходят шоссе, и водители могут не заметить животных. - Какая проблема может возникнуть у водителей? |
-Водитель может сбить кенгуру и сам пострадать |
Шаг 2 Выделение конкретной задачи Водителю надо проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и самому не пострадать - Как это сделать водителю? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг3 Формулировка противоречия - Если водитель поедет через пустыню по шоссе, то (+) но (-) - Если водитель не поедет через пустыню по шоссе, то (+) но (-) -Соединим два (+), формулируем противоречие |
-Он проедет по шоссе через пустыню - Собьет кенгуру и пострадает сам -Не собьёт кенгуру и не пострадает сам - Он не проедет через пустыню по шоссе - Как водителю проехать по шоссе через пустыню, не сбить кенгуру и самому не пострадать |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Надо проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и не пострадать самому |
-Водителю надо проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и не пострадать самому |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у водителя? |
-Водить машину и никого не сбивать (ресурс самого объекта) - Проложить дорогу вокруг пустыни - Построить дорогу на столбах, и под ней будут проходить кенгуру - Построить мостики для перехода кенгуру - Скосить траву и срубить кусты около дороги (ресурс пространства) - Поставить знак «Дорогу переходят кенгуру» (модель) - Построить вдоль шоссе забор с воротами (ресурс времени) - Поставить электрический забор со слабым током (микроуровень) - Поставить роботов-полицейских, и они будут переводить через дорогу кенгуру - Пилот вертолёта сообщает водителям о приближении животных (объединение с другой системой) - Сделать на машинах отпугивающие устройства, которые рычат (ресурс подсистемы) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию? - Как только кенгуру ступает на мостик через дорогу от испуга у нее закрываются глаза - Сформулируйте новую задачу |
- К мостикам через дорогу для перехода кенгуру (ресурс пространства) -Как кенгуру переходить по мостику через шоссе с закрытыми глазами? |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту мы предъявили претензию? - Какую новую задачу сформулировали? |
Как водителю проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и самому не пострадать - Кенгуру жить вдали от дороги -К мостикам через дорогу (ресурсу пространства) - Как кенгуру переходить по мостику через шоссе с закрытыми глазами? |
Тема: «Как зебре полежать на пляже и остаться с полосками»
Задачи: учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; формировать коммуникативные качества.
Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий.
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.