Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 7

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

В Австралийской пустыне проложено шоссе, по которому  едут машины. Около дороги растёт высокая трава и кусты. Кенгуру часто переходят шоссе, и водители могут не заметить животных.

- Какая проблема может возникнуть у водителей?

-Водитель может сбить кенгуру и сам пострадать

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

Водителю надо проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и самому не пострадать

- Как это сделать водителю?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг3 Формулировка противоречия

- Если водитель поедет через пустыню по шоссе,                                            то (+)

но (-)

- Если водитель не поедет через пустыню по шоссе,                                        то (+)

но (-)

-Соединим два (+), формулируем противоречие

-Он проедет по шоссе через пустыню

- Собьет кенгуру и пострадает сам

-Не собьёт кенгуру и не пострадает сам

- Он не проедет через пустыню по шоссе

- Как водителю проехать по шоссе через пустыню, не сбить кенгуру и самому не пострадать

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и не пострадать самому

-Водителю надо проехать через пустыню по шоссе, не сбить кенгуру и не пострадать самому

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у водителя?

-Водить машину и никого не сбивать

(ресурс самого объекта)

- Проложить дорогу вокруг пустыни

- Построить дорогу на столбах, и под ней будут проходить кенгуру

- Построить мостики для перехода кенгуру

- Скосить траву и срубить кусты около дороги (ресурс пространства)

- Поставить знак «Дорогу переходят кенгуру» (модель)

- Построить вдоль шоссе забор с воротами (ресурс времени)

- Поставить электрический забор со слабым током (микроуровень)

- Поставить роботов-полицейских, и они будут переводить через дорогу кенгуру

- Пилот вертолёта сообщает водителям о приближении животных (объединение с другой системой)

- Сделать на машинах отпугивающие устройства, которые рычат

(ресурс подсистемы)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Как только кенгуру ступает на мостик через дорогу от испуга у нее закрываются глаза

- Сформулируйте новую задачу

- К мостикам через дорогу для перехода  кенгуру (ресурс пространства)

-Как кенгуру переходить по мостику через шоссе с закрытыми глазами?

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту мы предъявили претензию?                                          

- Какую новую задачу  сформулировали?                                                                                                                                           

Как водителю проехать через пустыню по  шоссе, не сбить кенгуру и самому не пострадать

- Кенгуру жить вдали от дороги

-К мостикам через дорогу (ресурсу пространства)

- Как кенгуру переходить по мостику через шоссе с закрытыми глазами?

Тема: «Как зебре полежать на пляже и остаться с полосками»

Задачи: учить детей пользоваться несколькими приёмами разрешения противоречий; развивать у детей умение наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; формировать коммуникативные качества.

Оборудование: пособие по решению проблемных ситуаций, доска, мел, карточки со схематическим изображением приёмов решения противоречий.

Технологическая карта решения творческой задачи