Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 22

Организация

Содержание

Игра «Космические Мечтатели».

– Ребята, я приглашаю вас в страну «Космических желаний». Как только вы закроете глаза, вы окажетесь в том месте, о котором мечтали.

(Ответы детей.)

– Чтобы в реальном мире осуществилась твоя мечта, нужно потрудиться или решить проблему?

- Действительно, и то и другое. А чем же трудность отличается от проблемы?

– Учиться – это трудность, потому что тебе говорят, как надо учиться, а найти работу – это проблема, потому что ты не знаешь, как это делать.

Схематизация проблемной ситуации.

Дети делятся на две команды, каждая команда получает листок бумаги и фломастеры.

Дети представляют свои решения.

- Моя мечта быть космонавтом, чтобы она сбылась, я должна преодолеть трудности и решить возникающие проблемы. Какие?

– Тренироваться – это трудность, а вот вырастить цветок в космическом корабле – это проблема. Почему? (Как его поливать, куда он будет расти, как рыхлить... ведь в космосе нет притяжения.)

– А какие еще проблемы могут возникнуть из-за того, что нет притяжения? (Как поесть, как вымыться, как ухаживать за кошкой и т. д.)

– Сейчас вы разделитесь на две команды: одна команда будет решать проблему, как нарядить елку в космосе, а другая как подстричься космонавту.

Педагог наводящими вопросами каждой подгруппе помогает сформулировать противоречия, определить ИКР и выбрать ресурсы.

Первая группа: противоречие – игрушки должны висеть на ёлке, но не могут из-за того, что нет притяжения: ИКР – игрушки сами держатся на ёлке; ресурсы - ёлка (веточки) сделаны из металла, а игрушки прикрепляются на магнитиках.

Вторая группа: противоречие – волосы не должны разлетаться в разные стороны, а они это делают, потому что нет притяжения; ИКР – волосы сами слипаются друг с другом: ресурсы – волосы смазываются клейким веществом, до того как подстричься.

– Ребята такое количество проблем на космическом корабле, целый поток проблем появился из-за одной ключевой (главной) проблемы. Какая она? (Отсутствие притяжения.)

– Так человек должен решать целый поток проблем или думать о главной, ключевой?

Рефлексия.

– Умный человек должен найти главную, ключевую проблему и решать её по правилам:

·  чтобы решить проблему, надо посмотреть, в чем противоречие;

·  представить, как сделать, чтобы было все само собой (идеально);

·  найти ресурсы для выхода на идеальный конечный результат.

– Человек должен мечтать и уметь воплощать эти мечты.

Тема: «Как не замочить ноги в луже?»

Задачи: продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значений одного признака, и объяснять их наличие);

учить объяснять, когда количество объекта может изменить его качество;

помочь детям усвоить способы разрешения противоречий; учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.

Оборудование:  доска, мел, мячи разного цвета, пособие по решению проблем «Осьминог», карточки имён признаков: «цвет», «температура», «количество».

Технологическая карта решения творческой задачи