Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 24

Тема: «Как людям передвигаться в густом тумане и не сталкиваться друг с другом»

Задачи: формировать умение видеть и решать проблемы, используя приемы решения противоречий; дать понятие, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать к его признакам противоречие; учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств.

Оборудование: пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел.

Технологическая карта решения творческой задачи

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Однажды очень плотный туман опустился на город. Он был выше самого высокого человека и долго не исчезал

- Какая проблема возникла у людей?

-В плотном тумане люди могут столкнуться друг с другом

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

- Людям надо передвигаться по улицам в густом тумане и не сталкиваться друг с другом

- Как это сделать?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3  Формулировка противоречия

- Если люди будут передвигаться в плотном тумане,                             то (+)

но (-)

- Если люди не будут передвигаться в плотном тумане,                             то (+)

но (-)

- Соединим два «+» и сформулируем противоречие

-Люди придут на работу

- Будут сталкиваться друг с другом

-Они не будут сталкиваться друг с другом

- Люди не придут на работу

- Как людям в плотном тумане дойти до нужного места и не столкнуться друг с другом

Шаг 4  Идеальный конечный результат

- Людям надо передвигаться в густом тумане и не наталкиваться друг на друга

- Людям надо передвигаться в густом тумане и не наталкиваться друг на друг

Шаг 5  Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений.

- Какие ресурсы есть у  людей?

- Пусть люди летают на вертолётах

- Сделать большие ходули или приделать к ногам пружинки и прыгать

- С помощью большого пылесоса  засосать весь туман

- Идти всем с фонариками

- Посадить ребенка на плечи

(объединение с другой системой)

- Сделать мостики по крышам домов и по ним ходить(ресурс пространства)

- Подождать когда туман развеется

(ресурс времени)

- Нагреть воздух  (изменение агрегатного состояния)

- Идти медленно (собственный ресурс)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Но вот беда, если люди  будут идти медленно они опоздают на работу

- Сформулируйте новую задачу

- К собственному ресурсу

-Как людям идти медленно и вовремя попасть в нужное место

Шаг 7 Рефлексия-

Какую задачу мы решали?

- Какое решение самое лучшее?

-К какому ресурсу мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Людям надо передвигаться по улицам в густом тумане и не сталкиваться друг с другом

- Людям надо передвигаться в густом тумане и не наталкиваться друг на друга

- К собственному ресурсу

- Как людям идти медленно и вовремя попасть в нужное место

Тема: «Как рыбаку ловить рыбу с помощью баклана?»

Задачи: помочь детям усвоить способы разрешения противоречий.  с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель);уточнить представления детей о птице баклан (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания, способах передвижения);развивать доказательность речи; воспитывать желание решать общую задачу.

Оборудование:  пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел

Технологическая карта решения творческой задачи