Тема: «Как людям передвигаться в густом тумане и не сталкиваться друг с другом»
Задачи: формировать умение видеть и решать проблемы, используя приемы решения противоречий; дать понятие, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать к его признакам противоречие; учить детей находить идеальный конечный результат (ИКР) с точки зрения анализа затраченного времени и средств.
Оборудование: пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел.
Технологическая карта решения творческой задачи
Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи Однажды очень плотный туман опустился на город. Он был выше самого высокого человека и долго не исчезал - Какая проблема возникла у людей? |
-В плотном тумане люди могут столкнуться друг с другом |
Шаг 2 Выделение конкретной задачи - Людям надо передвигаться по улицам в густом тумане и не сталкиваться друг с другом - Как это сделать? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3 Формулировка противоречия - Если люди будут передвигаться в плотном тумане, то (+) но (-) - Если люди не будут передвигаться в плотном тумане, то (+) но (-) - Соединим два «+» и сформулируем противоречие |
-Люди придут на работу - Будут сталкиваться друг с другом -Они не будут сталкиваться друг с другом - Люди не придут на работу - Как людям в плотном тумане дойти до нужного места и не столкнуться друг с другом |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Людям надо передвигаться в густом тумане и не наталкиваться друг на друга |
- Людям надо передвигаться в густом тумане и не наталкиваться друг на друг |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений. - Какие ресурсы есть у людей? |
- Пусть люди летают на вертолётах - Сделать большие ходули или приделать к ногам пружинки и прыгать - С помощью большого пылесоса засосать весь туман - Идти всем с фонариками - Посадить ребенка на плечи (объединение с другой системой) - Сделать мостики по крышам домов и по ним ходить(ресурс пространства) - Подождать когда туман развеется (ресурс времени) - Нагреть воздух (изменение агрегатного состояния) - Идти медленно (собственный ресурс) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию? - Но вот беда, если люди будут идти медленно они опоздают на работу - Сформулируйте новую задачу |
- К собственному ресурсу -Как людям идти медленно и вовремя попасть в нужное место |
Шаг 7 Рефлексия- Какую задачу мы решали? - Какое решение самое лучшее? -К какому ресурсу мы предъявили претензию? - Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Людям надо передвигаться по улицам в густом тумане и не сталкиваться друг с другом - Людям надо передвигаться в густом тумане и не наталкиваться друг на друга - К собственному ресурсу - Как людям идти медленно и вовремя попасть в нужное место |
Тема: «Как рыбаку ловить рыбу с помощью баклана?»
Задачи: помочь детям усвоить способы разрешения противоречий. с помощью приёмов: (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель);уточнить представления детей о птице баклан (особенностях внешнего вида, питания, среде обитания, способах передвижения);развивать доказательность речи; воспитывать желание решать общую задачу.
Оборудование: пособие по решению проблем «Осьминог», доска, мел
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.