Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 10

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг1  Текст задачи

Родители строго настрого запрещали мальчику играть с огнем. Однажды зимним вечером  родителей не было дома.

Вдруг в комнате отключилось электричество

- Какая проблема может быть у Вани?

-Без света ничего не видно

Шаг 2  Выделение конкретной задачи

- Как осветить комнату, не используя огнеопасных предметов

- Как быть?  

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3  Формулировка противоречия

– Если мальчик возьмет огнеопасные предметы,                                         то (+) но (-)

– Если мальчик не  возьмет огнеопасные предметы,                                         то (+) но (-)

- Соединяем два «+», формулируем противоречие

-Мальчик осветит комнату

-Может произойти пожар

- Не будет пожара

-Не осветит комнату

- Как осветить комнату и чтобы пожар не  произошел

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо осветить комнату и чтобы не произошел пожар

- Мальчику нужно осветить комнату и чтобы не случился пожар

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у мальчика?

- Включить фонарик

- Включить сотовый телефон

- Позвать по телефону взрослых соседей  (объединение с другой системой)

- Открыть шторы и поиграть у окна

- Перейти в другую комнату, где есть светящиеся обои или украшения

- Открыть дверь в общий коридор

(ресурс пространства)

Шаг 6. Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

- Но вот беда у фонарика быстро садятся батарейки

- Сформулируйте новую задачу

- К фонарику

-Как осветить комнату фонариком, у которого быстро садятся батарейки?

Шаг7Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту  мы предъявили претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

-Как осветить комнату, не трогая огнеопасных предметов

- Осветить комнату и чтобы не случился пожар

-К фонарику

- Как осветить комнату фонариком, у которого быстро садятся батарейки?

Тема: «Как Вини Пуху полакомиться  медом и чтобы пчелы его не  покусали»

Задачи: учить выделять противоречия в смоделированных ситуациях из литературного текста; формировать понятие о достойном и недостойном поведении; учить самостоятельно решать проблемные ситуации; побуждать объяснять словами способы решения  противоречий.

Оборудование: разные книги с выразительными обложками; алгоритм решения проблемных ситуаций (АРИЗ).

Технологическая карта решения творческой задачи