Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 16

Организация

Содержание

Игра «Найди пару».

– Ребята, я разделила вас на две команды, посмотрите на свои картинки и скажите, по какому признаку я это сделала? (Время.)

– А теперь вы сами разделитесь на пары по главному делу предмета.

(Лучина – люстра, гладильные палки – утюг, стиральная доска – стиральная машинка и т. д.)

Основная часть.

– 1 сентября вы все пойдете в школу. У кого уже есть портфель?

– А кто знает, что школьники складывают в портфель?

Дети перечисляют школьные принадлежности, а воспитатель складывает их в портфель.

– Все сложили, ничего не забыли? Иди, Саша, примерь ранец, тяжело?

– Почему же портфель такой тяжелый, может мы положили что-то лишнее?

(Все нужное, просто много книг и все они толстые.)

– Зачем нужны такие толстые книги?

(В школе много нового узнаешь из книг.)

– Какое противоречие возникает?

Книга должна быть объемной, чтобы вмещать много информации, и не должна быть объемной, чтобы ее было легко носить.

Если книга объемная   

+ вмещает весь нужный материал

– но тяжело носить, вред позвоночнику

Если книга необъемная

+ нести легко

– но информации мало

– Как сделать так, чтобы вся нужная информация была в книге, но книга была бы легкой, необъемной?

Дети предлагают варианты решения для обсуждения, выбираются наиболее подходящие предложения.

- Как будут выглядеть книги в будущем?

Рефлексия.

– Мы решили проблему?

– Значит, ваши портфели не будут такими тяжелыми?

– Что нужно для того, чтобы идеи воплощались в жизнь?

Тема: «План воплощения мечты».

Задачи: учить детей различать проблему и трудности;побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия,  ИКР, ресурсы; выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем.

Оборудование: два листа бумаги, фломастеры, доска, мел.

Организация

Содержание

Игра «Загадай желание».

Схематизация проблемной ситуации.

– Ребята, я приглашаю вас в страну Желаний. Как только вы закроете глаза, то сможете представить то, о чем мечтаете. (Выслушиваются ответы детей.)

– Чтобы в реальном мире осуществилась твоя мечта нужно потрудиться или решить проблему?

– Действительно, и потрудиться и решить проблему. А чем же трудность отличается от проблемы?

– Учиться – это трудность, потому что тебе говорят, как надо учиться, а найти работу – это проблема, потому что ты не знаешь, как это делать.

Дети делятся на две команды, каждая команда получает листок бумаги и фломастеры.

Дети представляют свои решения.

– Я предлагаю вам очутиться в квартире и представить, что там может находиться. (Дети перечисляют объекты рукотворного мира.)

– А кто в этой квартире живет? (Мама, папа, дочка, сын.)

– Как вы думаете, у них больше проблем или трудностей? (Трудностей.)

– Однажды случилось чудо: как только вставало солнце и освещало квартиру, то все предметы рукотворного мира становились прозрачными. Как вы думаете, теперь у жителей этой квартиры больше трудностей или проблем? (Проблем.)

– Давайте попробуем решить некоторые из них:

Задание первой команде: мальчику утром нужно собрать портфель, а все объекты невидимые.

Задание второй команде: девочке нужно одеться, чтобы идти в детский сад, а все объекты невидимые.

Дети представляют свои решения и обсуждают их с точки зрения ИКР.

-  В чем ключевая проблема? Может быть, лучше решить её?

(Завесить одеялом окно – одеяло тоже рукотворный объект и станет прозрачным.)

Дети ищут способ закрыть солнечный свет природным материалом.

Рефлексия.

– Умный человек должен найти главную ключевую проблему и решить её. Чтобы решить проблему, надо посмотреть, в чем противоречие, представить, как сделать, чтобы было все само собой (идеально) и найти для этого ресурсы.

– Человек должен мечтать и уметь воплощать эти мечты.

Тема: « Как сделать так, чтобы самому слушать музыку и не мешать другим?»