Обобщение, которое делает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи Две женщины в городе на базаре закупили продукты. На их пути была бурная река, через которую не было моста. В лодку, на которой они должны переправиться, купленный товар не входил - Какая проблема может быть у женщин? |
-Положив в лодку купленный товар, она могла перевернуться и утонуть |
Шаг 2 Выделение конкретной задачи - Как женщинам перевезти в лодке купленный товар и чтобы она не перевернулась - Как быть? |
Обсуждение задачи детьми |
Шаг 3 Формулировка противоречия - Если женщины будут переправляться через реку на лодке, то (+) но (-) - Если женщины не будут переправляться через реку на лодке, то (+) но (-) - Соединим два (+) и сформулируем противоречие |
-Они переправятся через реку в лодке с продуктами -Она перевернется -Она не перевернется - Они не переправятся через реку в лодке с продуктами - Как женщинам переправиться через реку в лодке с купленными продуктами и чтобы она не перевернулась |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Надо переправиться в лодке с продуктами и чтобы она не перевернулась |
- Женщинам надо переправиться в лодке с продуктами и чтобы она не перевернулась |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у женщин? |
- Перейти через мост (ресурсы пространства) - Подождать, когда река покроется льдом или обмелеет (ресурс времени и изменение агрегатного состояния) - Попросить кого-нибудь, чтобы перевезли продукты на другой лодке (объединение с другой системой) - Переправиться одной женщине с продуктами, оставить их на берегу и вернуться (ресурсы самого объекта и времени) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию? -Но вот беда, когда женщина оставляет на берегу продукты и возвращается за другой, их крадут - Сформулируйте новую задачу |
-К женщине, которая перевезла продукты и оставила их на берегу, чтобы вернуться за другой (ресурсы самого объекта и времени) -Как женщине оставить на берегу перевезенные продукты, вернуться за другой и чтобы их не украли |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу решали? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту (ресурсу) мы предъявили претензию? -Какую новую задачу мы сформулировали? |
- Как женщинам перевезти в лодке купленный товар и чтобы она не перевернулась - Женщинам надо переправиться в лодке с продуктами и чтобы она не перевернулась - К женщине, которая перевезла продукты и оставила их на берегу, чтобы вернуться за другой (ресурсы самого объекта и времени) - Как женщине оставить на берегу перевезенные продукты, вернуться за другой и чтобы их не украли |
Тема: «Собираемся в школу».
Задачи: учить самостоятельно решать изобретательские задачи, формулировать противоречия; побуждать объяснять словами способы противоречия.
Оборудование: предметные картинки, школьные принадлежности для первоклассника, учебники, портфель.
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.