Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 15

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Две женщины в городе на базаре закупили продукты. На их пути была бурная река, через которую не было моста. В лодку, на которой они должны переправиться, купленный товар не входил

- Какая проблема может быть у женщин?

-Положив в лодку купленный товар, она  могла перевернуться и утонуть

Шаг 2 Выделение конкретной задачи                - Как женщинам перевезти в лодке купленный товар и чтобы она не перевернулась

- Как быть?

Обсуждение задачи детьми

Шаг 3 Формулировка противоречия                   

- Если женщины будут переправляться через реку на лодке,                                       то (+)

но (-)

- Если женщины не будут переправляться  через реку на лодке,                            то (+)

но (-)

- Соединим два (+) и сформулируем противоречие

-Они переправятся через реку в лодке с продуктами

-Она перевернется

-Она не перевернется

- Они не переправятся через реку в лодке  с продуктами

- Как женщинам переправиться через реку в лодке с купленными продуктами и чтобы она не перевернулась

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Надо переправиться в лодке с продуктами и чтобы она не перевернулась

- Женщинам надо переправиться в лодке с продуктами и чтобы она не перевернулась

Шаг 5  Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у женщин?                   

- Перейти через мост (ресурсы пространства)

- Подождать, когда река покроется льдом или обмелеет (ресурс времени и изменение агрегатного состояния)

- Попросить кого-нибудь, чтобы перевезли продукты на другой лодке (объединение с другой системой)

- Переправиться одной женщине с продуктами, оставить их на берегу  и вернуться (ресурсы самого объекта и времени)

Шаг 6 Предъявление претензии к  объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи 

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявим претензию?

-Но вот беда, когда женщина оставляет на берегу продукты и возвращается за другой,  их крадут

- Сформулируйте новую задачу

-К женщине, которая перевезла продукты и оставила их на берегу, чтобы вернуться за другой (ресурсы самого объекта и времени)

-Как женщине оставить на берегу перевезенные продукты, вернуться за  другой и чтобы их не украли

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявили  претензию?

-Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как женщинам перевезти в лодке купленный товар и чтобы она не перевернулась

- Женщинам надо переправиться в лодке с  продуктами и чтобы она не перевернулась

- К женщине, которая перевезла продукты и оставила их на берегу, чтобы вернуться за другой (ресурсы самого объекта и времени)

- Как женщине оставить на берегу перевезенные продукты, вернуться за другой и чтобы их не украли

Тема: «Собираемся в школу».

Задачи: учить самостоятельно решать изобретательские задачи, формулировать противоречия; побуждать объяснять словами способы противоречия.

Оборудование: предметные картинки, школьные принадлежности для первоклассника, учебники, портфель.

Технологическая карта решения творческой задачи