Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 13

Обобщение, которое дает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Мальчики играли во дворе в футбол. На площадку забежала большая собака и схватила зубами мяч

- Какая проблема возникла у мальчиков?

- Если мальчики будут забирать мяч у собаки она их может укусить

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

- Как мальчикам забрать мяч у собаки, чтобы играть в футбол и чтобы она их не укусила

- Как быть?

Обсуждение детьми текста задачи

Шаг 3 Формулировка противоречия

- Если мальчики будут забирать у собаки мяч,                                                 то (+)

но (-)

- Если мальчики не будут отбирать у собаки мяч,                                                 то (+)

но (-)

- Соединим два (+) и формулируем противоречие

- Они заберут мяч и будут играть в футбол

- Собака их укусить

-Собака их не укусить

-Они не заберут мяч и не будут играть в футбол

- Мальчикам надо забрать мяч, чтобы играть в футбол, и чтобы собака их не укусила

Шаг 4 Идеальный конечный результат

- Забрать мяч, не подходя к собаке

-Мальчикам надо забрать мяч, не подходя к собаке

Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у мальчиков?

-Закричать, собака испугается и оставит мяч (собственные ресурсы)

- Одному из ребят отойти в сторону и звать собаку разными кличками она отзовется  на имя и отбежит от мяча  

- Бросить палку, чтобы собака побежала за  ней и опустила  мяч

(ресурсы окружения)

- Дать собаке  еду, тогда она отпустит мяч и его можно будет забрать (объединение с объектами окружения)

- Поискать хозяина собаки

- Взять другой мяч(ресурсы времени)

Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявляем претензию?

- Но вот беда, палочка слишком маленькая  и собака ее не видит

- Сформулируйте новую задачу

-К палке (ресурсу окружения)

-Как отвлечь собаку брошенной маленькой палочкой и чтобы она ее увидела

Шаг 7 Рефлексия

- Какую задачу мы  решили?

- Какое решение наиболее идеальное?

- К какому объекту (ресурсу) мы предъявляли претензию?

- Какую новую задачу сформулировали?

-Как мальчикам забрать мяч у собаки, чтобы играть в футбол и чтобы она их не укусила

- Забрать мяч, не подходя к собаке

- К палке (ресурсу окружения)

-Как отвлечь собаку брошенной маленькой  палочкой и чтобы она ее увидела

Тема: «Как Мальвине, убегающей от Карабаса, собрать упавшие в траву бусы и чтобы Барабас ее не догнал»

Задачи: учить детей видеть конкретную задачу, помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение; закрепить умение решать проблемные ситуации; развивать сообразительность, доказательность речи; упражнять детей в умении находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств;

Оборудование: предметные картинки, схема формулировки противоречия.

Технологическая карта решения творческой задачи