Обобщение, которое дает воспитатель |
Возможные высказывания детей |
Шаг 1 Текст задачи Мальчики играли во дворе в футбол. На площадку забежала большая собака и схватила зубами мяч - Какая проблема возникла у мальчиков? |
- Если мальчики будут забирать мяч у собаки она их может укусить |
Шаг 2 Выделение конкретной задачи - Как мальчикам забрать мяч у собаки, чтобы играть в футбол и чтобы она их не укусила - Как быть? |
Обсуждение детьми текста задачи |
Шаг 3 Формулировка противоречия
- Если мальчики будут забирать у собаки мяч, то (+) но (-) - Если мальчики не будут отбирать у собаки мяч, то (+) но (-) - Соединим два (+) и формулируем противоречие |
- Они заберут мяч и будут играть в футбол - Собака их укусить -Собака их не укусить -Они не заберут мяч и не будут играть в футбол - Мальчикам надо забрать мяч, чтобы играть в футбол, и чтобы собака их не укусила |
Шаг 4 Идеальный конечный результат - Забрать мяч, не подходя к собаке |
-Мальчикам надо забрать мяч, не подходя к собаке |
Шаг 5 Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений - Какие ресурсы есть у мальчиков? |
-Закричать, собака испугается и оставит мяч (собственные ресурсы) - Одному из ребят отойти в сторону и звать собаку разными кличками она отзовется на имя и отбежит от мяча - Бросить палку, чтобы собака побежала за ней и опустила мяч (ресурсы окружения) - Дать собаке еду, тогда она отпустит мяч и его можно будет забрать (объединение с объектами окружения) - Поискать хозяина собаки - Взять другой мяч(ресурсы времени) |
Шаг 6 Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи - К какому объекту (ресурсу) мы предъявляем претензию? - Но вот беда, палочка слишком маленькая и собака ее не видит - Сформулируйте новую задачу |
-К палке (ресурсу окружения) -Как отвлечь собаку брошенной маленькой палочкой и чтобы она ее увидела |
Шаг 7 Рефлексия - Какую задачу мы решили? - Какое решение наиболее идеальное? - К какому объекту (ресурсу) мы предъявляли претензию? - Какую новую задачу сформулировали? |
-Как мальчикам забрать мяч у собаки, чтобы играть в футбол и чтобы она их не укусила - Забрать мяч, не подходя к собаке - К палке (ресурсу окружения) -Как отвлечь собаку брошенной маленькой палочкой и чтобы она ее увидела |
Тема: «Как Мальвине, убегающей от Карабаса, собрать упавшие в траву бусы и чтобы Барабас ее не догнал»
Задачи: учить детей видеть конкретную задачу, помочь детям усвоить способы разрешения противоречий с помощью приёмов: во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение; закрепить умение решать проблемные ситуации; развивать сообразительность, доказательность речи; упражнять детей в умении находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средств;
Оборудование: предметные картинки, схема формулировки противоречия.
Технологическая карта решения творческой задачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.