Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 20

Задачи: учить находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие; помочь детям усвоить способы  разрешения противоречий с помощью приёмов (во времени, в пространстве, наоборот, микроуровень, объединение, модель, часть); учить детей находить идеальный конечный результат с точки зрения анализа затраченного времени и средства, формировать навык сотрудничества друг с другом

Оборудование: пособие имён признаков, пособие по решению проблемных ситуаций.

Технологическая карта решения творческой задачи

Организация детей

Содержание

Дети стоят вокруг воспитателя

Работа с пособием имён признаков. Дети по очереди показывают соответственную карточку.

Обращаюсь к пособию по решению проблемных ситуаций.

Дети показывают карточки по ходу обсуждения ситуации.

Рефлексия. По ходу ответа благодарю и отпускаю детей

Я предлагаю вам поиграть в игру  «Где прячутся противоположности». Правила этой игры такие: нужно выбрать объект в группе и найти в нём противоположные признаки. Противоположные признаки нужно искать в одном объекте (листок у цветка тоненький, а стебель толстый)

-по какому признаку вы нашли противоположность? (по размеру)

(снаружи кран гладкий, а внутри шершавый).

-по какому признаку эта противоположность? (рельеф)

(Внутри цветок светлый, а снаружи тёмный)

-по какому признаку вы назвали сейчас противоположность? (цвет)

-Молодцы!

-В какую игру мы с вами сейчас играли? («Где прячутся противоположности?»)

-Спасибо, присаживайтесь на стульчики

- Ребята, назовите приёмы решения проблемных ситуаций, которые мы  с вами учимся решать.(во времени, в пространстве, наоборот, часть, микроуровень, модель, объединение)

-Молодцы! Послушайте, что произошло с детьми в одном детском саду.

«Дети вместе с воспитателем и няней оказались случайно заперты в группе на втором этаже детского сада. Как детям выйти на прогулку и не сломать дверь»

(выслушиваются все ответы детей без оценки)

-Давайте вспомним, в чём проблема? (дети не могут выйти на прогулку)

- что мы имеем? (дверь)

-чего хотят дети?(выйти)

-что им мешает? (закрыт замок)

-Какие решения вы можете предложить? (выйти через спальню)

-какой это приём? (в пространстве)

-А через эту дверь выйти нельзя, её закрыли пожарники.

(связать  из простыней длинную верёвку и спуститься по ней)

-  какой это приём? (объединение)

(попытаться найти запасной ключ)

-с помощью какого приёма вы предложили решение? (во времени)

-может потребоваться много времени, а дети должны гулять, по режиму, как быть?

(если есть отвёртка , то можно открутить замок и тогда дверь можно легко открыть)

-какой это приём?(объединение и часть)

(открутить петли на которых держится дверь)

-какой это приём? (микроуровень)

(можно открыть все окна, тепло одеться и погулять в группе)

-с помощью какого приёма вы предложили решение? (наоборот)

-Ребята, а какой способ самый лучший: дёшево и быстро по времени?

(одеться, открыть окна и погулять в группе)

-какой это приём? (наоборот)

-Вы просто молодцы!

- по каким признакам вы находили противоположности?

-  какие приёмы решения проблемных ситуаций ты знаешь?

-какую проблемную ситуацию вы сегодня решали?

-с помощью какого приёма ты решил бы эту проблему? Почему?

-как вы думаете зачем нужно учиться решать проблемные ситуации?

Тема: «Как детям в походе поесть горячую пищу без ложек и не обжечь руки»

Задачи: учить детей различать проблему и трудности; побуждать решать проблемы, используя элементы АРИЗ: противоречия, ИКР, ресурсы. выделять ключевую проблему, понимать, что такое поток проблем;

Оборудование: пособие по решению проблем, доска, мел

Технологическая карта решения творческой задачи