Технологические карты решений проблемных ситуаций, страница 2

Обобщение, которое делает воспитатель

Возможные высказывания детей

Шаг 1 Текст задачи

Слоненок мечтал стать розовым. Он обратился к волшебнику. Волшебник согласился ему помочь, но предупредил, что он будет похож на большого розового поросенка

- Какая  проблема может быть у слоненка?

- Если станет розовым, то будет похож на большого розового поросенка

Шаг 2 Выделение конкретной задачи

- Как слоненку стать розовым и не быть похожим на поросенка

- Как быть?

Обсуждение задачи детьми

Шаг 3 Формулировка противоречия

- Если слоненок решится стать розовым,           то (+)

но (-)

- Если слоненок не решится стать розовым,           то (+)

но (-)

- Соединяем  два (+) и формулируем противоречие                                                         

-Осуществит свою мечту

-Будет похож на большого поросенка

-Не будет похож на большого поросенка

- Не осуществит свою мечту

- Как слоненку осуществить свою мечту и не стать похожим на большого  поросенка

Шаг 4

Идеальный конечный результат

- Надо стать розовым и не быть похожим на большого поросенка

-Слоненку надо стать розовым и не быть похожим на большого поросенка

Шаг 5

Решение задачи с помощью ресурсов объектов и их окружений

- Какие ресурсы есть у слоника?

-Вырасти и только тогда обратиться к  волшебнику с просьбой (ресурс времени)

- Попросить волшебника стать розовым только на короткое время (ресурс  времени + объединение с другой системой)

- Нарисовать портрет розового поросенка

(модель)

- Покраситься краской, которая быстро смывается (ресурс подсистемы + объединение)

- Стать розовым не полностью (уши и нос  не красить – ресурс подсистемы)

Шаг 6  Предъявление претензии к объекту (ресурсу) и формулировка следующей задачи

- К какому объекту (ресурсу) предъявляем претензию                                

- Но вот беда, как только слоненок показывает портрет друзьям, у него становятся невидимыми уши и хобот

- формулируйте новую задачу

-К портрету (модели)

- Как показывать портрет друзьям и чтобы уши и хобот не исчезали?

Шаг 7

Рефлексия

- Какую задачу решали?

- Какое решение наиболее идеальное?

-К какому объекту (ресурсу) мы предъявили  претензию?

- Какую новую задачу мы сформулировали?

- Как слоненку стать розовым и не быть похожим на поросенка?

- Слоненку надо стать розовым и не быть похожим на большого поросенка

- К портрету (модели)

- Как показывать портрет друзьям и чтобы уши и хобот не исчезали?

Тема: «Как старой бабушке выкопать картошку и меньше повредить спину»

Задачи: учить детей выделять конкретную задачу в смоделированной ситуации; упражнять в умении формулировать противоречие4 учить решать проблему с помощью ресурсов объектов и их окружения; развивать умение формулировать новую задачу.

Оборудование: доска, мел, пособие по решению проблемных ситуаций, карточки с приёмами решения противоречий: во времени, в пространстве, наоборот, объединение с другой системой, модель, агрегатное состояние, часть, на микроуровне.

Технологическая карта решения творческой задачи