Основные положения построения всех типов графиков движения поездов, страница 24

                с работой на промежуточных станциях

Рисунок 2.9 – Схемы прокладки на графике сборных поездов

 с увязкой по пунктам оборота локомотивных бригад

Если осуществлять оборот локомотивных бригад на участковой станции (в середине участка обращения локомотивов), то при наличии ответвлений от главного хода необходимо согласовывать между собой время прибытия и отправления местных поездов разных направлений по узловой станции. При этом главный ход и ответвление могут относиться к одному или разным участкам обращения локомотивов. В первом случае сквозные поезда следуют через узловую станцию на примыкание без перецепки локомотивов, а сборные – с перецепкой. Для согласования сборных поездов сначала прокладывают их расписания по главному ходу, а затем на ответвлении. Интервал между прибытием сборных поездов с ответвления и главного хода должен быть не менее времени, необходимого на расформирование сборного поезда. Во втором случае локомотивы сборных поездов не ожидают их обработки, а отправляются с очередными поездами, так же, как и локомотивы сквозных поездов. Увязка сборных поездов по узловой станции требуется лишь в части обеспечения минимальных простоев местных вагонов и нормального отдыха бригад.

В приведенных выше схемах прокладки на графике сборных поездов применен зонный порядок обслуживания участков. Аналогичный порядок применяют и в случае обращения сборных поездов с работой только на опорных станциях (с дополнением диспетчерскими локомотивами).

В ряде случаев сборные поезда на графике полностью не прокладывают, а наносят лишь засечки, фиксирующие время отправления их с участковых станций. Это делают для создания более благоприятных условий максимального использования резервов увеличения скорости движения поездов и использования пропускной способности при оперативной организации поездной работы. В самом деле, при прокладке на графике сборных поездов им предусматривают стоянки для работы на всех промежуточных станциях с местной работой, продолжительность которых соответствует установленной норме или превышает ее по условиям построения графика иногда в 1,5–2 раза. Практически же в связи с колебаниями местных вагонопотоков очень часто сборные поезда могут многие станции с местной работой проследовать без остановок, а также с сокращенными перегонными временами хода в результате отклонения веса поезда от нормы. Эти резервы может использовать диспетчер и более рационально организовать движение на участке не только сборных, но и других поездов.

Опыт показывает, что на отдельных участках Белорусской железной дороги фактическое число остановок сборных поездов в 1,5–2 раза меньше, чем предусмотрено в графике. Как правило, при размерах погрузки-выгрузки на станции более 20 вагонов на ней останавливается для обслуживания местной работы свыше 80 % проходящих станцию сборных поездов. При размерах погрузки-выгрузки менее 5 вагонов этот процент снижается почти до 40.

Потребность в них для сборных поездов будет больше, а условия их труда хуже (меньше время отдыха в месте жительства). На станции оборота потребуется иметь дом отдыха для локомотивных бригад.

При удлиненных участках обращения локомотивов, когда бригады, обслуживающие сквозные поезда, меняются на участковой станции, расположенной внутри участка, целесообразна схема прокладки сборных поездов, приведенная на рисунке 2.9, б. При этом, для того чтобы обеспечить смену локомотивных бригад сборных поездов на той же участковой станции, что и сквозных поездов, может быть применена зонная система их работы. В данном случае так же, как и в предыдущем, более выгодно осуществлять оборот локомотивных бригад по концам участка обращения локомотивов А и Д.

На более длинных участках обращения локомотивов, имеющих дополнительные пункты смены локомотивных бригад сборных поездов, можно применять схему прокладки, приведенную на рисунке 2.9, в, она обеспечивает благоприятные условия для работы бригад и обслуживания промежуточных станций сборными поездами.