Основные положения построения всех типов графиков движения поездов, страница 21

Наличие пассажирских поездов на графике вызывает обгон ими грузовых на промежуточных раздельных пунктах и снижает этим участковую скорость грузовых поездов. Сокращение числа обгонов можно достигнуть незначительными сдвижками линий хода пассажирских и грузовых поездов. Кроме того, необходимо сокращать стоянки грузовых поездов на промежуточных станциях участка под техническими операциями, а при возможности совмещать простой под техническими операциями с обгонами, полностью реализовывать допускаемую скорость движения грузовых поездов.

Для составления безобгонных графиков на двухпутных участках параллельно с прокладкой линий хода пассажирских поездов по суммарному времени хода грузового поезда на участке спрямленной линией необходимо проверять возможность прокладки каждого грузового поезда в промежутках между линиями хода пассажирских поездов. В этом случае грузовой поезд должен прибывать на станцию перед пассажирским за время, равное интервалу попутного прибытия между грузовым и пассажирским поездами без снижения скорости пассажирским поездом.

Учитывая сказанное выше, необходимо все же твердо знать, что корректировать линии хода пассажирских и пригородных поездов допускается незначительно. Недопустимо долго задерживать в узле дальний пассажирский поезд и нельзя уменьшать его стоянку против установленной технологически необходимой нормы. Сдвижка начинающейся или заканчивающейся в узле линии хода пассажирского поезда может нарушить запланированное ранее время пересадки транзитных пассажиров, а сдвижка линии хода пригородного поезда может вызвать несогласованность с началом и окончанием работы на предприятиях.

2.2.2 Прокладка на графике линий хода пригородных пассажирских поездов

В общем случае при прокладке на графике пригородных поездов необходимо обеспечить:

минимальную затрату времени пассажирами при следовании по пригородному участку;

потребную частоту движения пригородных поездов между всеми остановочными пунктами участка;

достаточное количество пригородных поездов в периоды следования пассажиров к месту работы и при возвращении к месту жительства; увязку расписания движения пригородных поездов с началом и концом работы предприятий и учреждении города, а также с работой городского транспорта;

согласование расписания движения пригородных поездов с расписанием остальных пассажирских поездов;

вариантные расписания движения в праздничные и предпраздничные дни.

В зависимости от размеров пригородного пассажиропотока, технической оснащенности и наличной пропускной способности участка применяются параллельные, шахматные, елочные и непараллельные графики движения пригородных поездов.

При параллельном графике все пригородные поезда имеют одинаковые времена хода и стоянки на остановочных пунктах (рисунок 2.3). Этот график применяется на участках с малыми размерами пригородного движения. При больших спадах пассажиропотока по отдельным пунктам пригородный участок целесообразно делить на зоны и применять зонный параллельный график (рисунок 2.4). Основным преимуществом параллельного графика является минимальная потребность пропускной способности для его реализации.

На пригородных участках с несколькими зонами в периоды интенсивного движения пригородных поездов первыми на головную станцию целесообразно подводить поезда с ближайших зон, а после – с дальних, а отправление производить в обратном порядке. Если в это время по пригородной зоне необходимо пропускать и дальние пассажирские поезда, то линии их хода прокладываются в конце пакета пригородных поездов. Это позволяет обеспечить большую скорость дальних поездов и уменьшить съем ими пропускной способности на пригородном участке (см. рисунок 2.4).

Рисунок  2.3 – Параллельный пригородный график движения

Рисунок 2.4 – Параллельный зонный пригородный график

Шахматный график – разновидность параллельного, применяется в тех же случаях, что и параллельный. Он предусматривает чередование остановок. Однако для межзонной связи пассажиропотоков периодически прокладываются «тихоходы», как это показано на рисунке 2.5. Участковая скорость при этом графике выше, чем при параллельном, вследствие уменьшения в два раза числа остановок.